Вспоминая Сальвадора Альенде…

№ 16 (598) Рубрика: Злоба дня Автор: Николай Аржевитов

За прошедшую неделю розничные цены на ГСМ выросли почти на 2%. В большинстве регионов страны, включая Вологодскую область, средняя стоимость бензина на автозаправках достигла исторического максимума, превысив 41 рубль за литр.

Для представителей молодого поколения упоминание о Сальвадоре Альенде – привет из далекого прошлого. Президент Чили, погибший во время военного путча 1973 года, был посмертно произведен в мученики, и это избавило его правление от предметного анализа. А ведь едва ли не главной ошибкой правительства Альенде была утрата контроля над ценами на горючее. Всеобщая забастовка чилийских транспортников, возмущенных дороговизной бензина, в считанные дни парализовала экономику страны и дала военной хунте во главе с генералом Пиночетом неповторимый шанс в борьбе за власть.
Второй наглядный пример: в том же 1973 году арабские страны объявили Западу нефтяной бойкот. Последовавшие перебои с топливом и стремительный рост цен заставили потребителей нефти выполнить ультиматум шантажистов, требующих прекращения поставок оружия Израилю.
Конечно, любые исторические аналогии условны. И все-таки одно несомненно: бесконтрольный и непрогнозируемый рост цен на горючее угрожает не только экономической, но и политической стабильности государств. И очень странно, что люди, ответственные за ценообразование на нашем отечественном топливном рынке, так плохо знают историю…
Какого-либо разумного объяснения спринтерскому движению цен на ГСМ найти невозможно. Нефть растет – цены на бензин растут, нефть падает – цены на бензин все равно растут, и примерно теми же темпами, что и в период роста.
Эксперты пытаются связать этот процесс с налоговой политикой государства, которое обкладывает нефтяников слишком высокими акцизами. Как бы откликаясь на эти упреки, на днях правительство приняло решение о снижении акцизов с 1 июля текущего года (любопытно, что раньше именно на эту дату планировалось очередное повышение акциза). По заявлениям правительственных чиновников, акциз на дизтопливо снизится на 2 тыс. рублей за тонну, на бензин – на 3 тыс. рублей за тонну. Но при этом официальные лица признают, что на розничной стоимости горючего это решение мало отразится: в лучшем случае цены перестанут расти, но надеяться на их снижение не стоит.
Дело в том, что в 2018 году рост оптовых цен на ГСМ существенно опережает рост розничных цен. По данным информ­агентства «Аналитика товарных рынков», с января индекс «бензиновых» цен на биржах поднялся на 25% (!), в то время как цены на автозаправочных станциях выросли только на 4% (хотя и этот показатель вдвое выше годовых темпов инфляции).
Возникший разрыв надо как-то компенсировать: либо снижением оптовых цен, либо ростом розничных. Есть подозрение, что трейдеры выберут второй вариант. Как обычно…