Железнодорожная история

№ 25 (607) Рубрика: Фотовзгляд

СЖД – аббревиатура, не требующая в Вологде расшифровки. 150 лет Северной железной дороге исполнилось в этом году.

Наш город – крупный транспортный узел, значение «железки» для его жизни велико: это и рабочие места, и бизнес-инвестиции, и даже туризм. Наверняка в каждой вологодской семье был (или есть) свой железнодорожник. Машинисты, помощники, путейцы, дежурные по станции, составители, обходчики, нарядчики, ревизоры, электромонтеры… Одних профессий не меньше ста. Но еще железная дорога для нас, вологжан, интересна и важна своей историей. Ее объекты – памятники культуры, а «рассказы бывалых паровозников» – золотой фонд народной памяти. По тому, как работали и как жили железнодорожники, можно узнать реальную, а не официальную историю Вологды за последние полтора столетия.
Экскурсии на промышленные объекты всегда вызывают настоящий ажиотаж среди вологжан. 5 августа, в День железнодорожника, этот интерес праздничным поводом был усилен многократно. Несколько десятков экскурсантов посетили объекты РЖД.

Интересно, что, несмотря на солидный возраст, вологодский вокзал у краеведов носит титул «новый». Он был построен к открытию узкоколейной дороги до Архангельска предположительно в 1897 году. О годе постройки историки спорят до сих пор, документов не сохранилось. Первое же здание, вокзал «старый», было торжественно открыто ранее на четверть века: от него ходили паровозы до Ярославля. Его деревянное здание можно и сейчас увидеть на улице Чехова, 40. В настоящее время оно принадлежит великоустюжскому молокозаводу и закрыто для посторонних.

Перрон в Вологде раньше был другой, крытый, со скамейками. Поезда ходили не как сейчас, не по расписанию, задержки могли быть и час, и два, а погода в нашем городе всегда непредсказуемая. Железная дорога – опасное место, искры от паровоза хватит, чтоб начался пожар. Именно поэтому у вологодского брандмейстера, начальника пожарной охраны города, вокзал был на особом счету. При каждом подозрительном дыме туда мчалась пожарная команда. Часто вызовы были ложные – всего лишь раскочегаривался паровоз. Но в один из настоящих, к сожалению, красивый деревянный перрон сгорел.

Прямо под пешеходным мостом через железную дорогу – здание бывшего паровозного депо.
– Построено оно было в виде веера, полукругом, туда на проверку и ремонт отправлялись машины после поездки. Паровоз, в отличие от современного электровоза, умеет ездить только вперед, потому для разворота был сооружен поворотный круг, – рассказывает Анатолий Климентьевич Журавлев, заместитель начальника по ремонту Сервисного локомотивного депо Вологда.
Машина заезжала на круг и вручную «круговоротчики» разворачивали ее. А еще поворотный круг хорошо экономил пространство: большое количество паровозов можно было разместить в «стойлах» на маленькой территории. Теперь, в эпоху электричества и компьютеров, поворотный круг большая редкость. Раньше, до реконструкции моста, его мог увидеть каждый. А сейчас только на экскурсиях.
Зато на картах нашего города хорошо видна «разворотная петля». Назначение ее было тем же – разворот машины, а вот места занимала она куда больше: целый квартал между улицами Можайского, Сергея Преминина, Планерной и Молодежной.

Паровоз «Серго Орджоникидзе», юбилейный, 6000-м был спущен с конвейера Харьковского паровозостроительного завода. Но это не просто машина с красивым номером. Именно на нем работала бригада легендарного машиниста В. И. Болонина. Все его заслуги по совершенствованию, оптимизации, рационализаторству не уместить и в целую книгу – недаром его именем названа и школа, и улица.

Силами неравнодушных сотрудников при Эксплуатационном локомотивном депо Вологда появился небольшой музей, рассказывающий историю Северной железной дороги. Помимо стендов с фотографиями, схемами, документами в музее с каждым годом появляется все больше интересных предметов.
Особой популярностью у посетителей пользуются восстановленная жезловая система, модели паровоза и электровоза, сделанные своими руками, и, конечно, тренажер – самая настоящая кабина локомотива. Нажимая кнопки и дергая рычаги, взрослые мужчины радовались, как дети! Такое в музеях редко увидишь.

Работа у машинистов сложная: и днем, и ночью. Смена по 12 часов. Рюкзак машиниста тяжелый, как у первоклассника: там и бумаги, и гаечные ключи, и фонарь, а главное, еда, чтоб хватило на полдня. И все же при каждом большом депо для работников созданы столовые, которые работают круглосуточно. Тут всегда можно поесть, налить в термос кипяток. И отдохнуть. Рядом – комнаты отдыха локомотивных бригад, где машинисты могут поспать перед обратной поездкой. Главное на железной дороге – безопасность движения, а потому руководство следит строго, чтобы водитель локомотива был сыт и бодр.

А вот железная дорога под Горбатым мостом – самый узкий участок станции. Ежедневно под ним проходит более 200 грузовых и 30 пассажирских поездов. Гудки локомотивов слышны практически в каждом вологодском дворике.

Нина Смелкова

Фото Лилии Сенченко