Картинки с выставки

Картина первая. Печальная

Начиная с 2015 года, появление ВОКГ в топе новостей вологодских СМИ касалось не творческой жизни музея, а преследующих ее потрясений. Они начались с момента передачи Воскресенского собора, где располагался центральный выставочный зал, православной церкви. Общественный резонанс был столь высок, что даже люди, за всю свою жизнь не посетившие ни единой художественной выставки, вдруг прониклись воинственным пылом. Новоявленные защитники наводнили сеть призывами, общий смысл которых укладывался в два слова «руки прочь!»

Со временем страсти улеглись и пришло понимание, что храм должен оставаться храмом. И все же у большинства вологжан Воскресенский собор продолжает ассоциироваться с художественным музеем, которым он являлся более 50 лет. Это неизбежно, как неизбежно слышать от людей старшего поколения названия улиц «Урицкого» вместо Козленской и «Калинина» вместо Зосимовской.

После передачи собора РПЦ встал законный вопрос: где дальше будет обретаться один из крупнейших региональных художественных музеев? Его богатейшие фонды насчитывают более 40 тысяч единиц хранения, включая шедевры российского и западноевропейского искусства XVI-XVII веков, а также полотна Айвазовского, Репина, Врубеля и Саврасова. Возможно, тот же общественный резонанс не позволил «замолчать» проблему и оставить картинную галерею с весьма скромным набором площадей ее филиалов в Доме Корбакова, Шаламовском доме и мемориальной мастерской художника Пантелеева. В числе вариантов, куда может переехать «картинка», назывались «Русский дом» и здание типографии на Челюскинцев, 3.

Но в итоге был найден другой вариант – пятиэтажное здание на улице Мира, 34. Его в собственность региону передала «Северсталь».

Картина вторая. Разлучная

На этом потрясения не закончились. Новое здание оказалось совершенно не приспособленным под нужды галереи. Возникли проблемы с его ремонтом и обустройством. «Картинку» буквально выдернули из привычной жизни на службе «чистого искусства» и сделали чуть ли не интернет-мемом. А сложные отношения с властью привели к уходу с поста руководителя ВОКГ Владимира Воропанова. Профессионал-искусствовед возглавлял учреждение четыре десятилетия.

Весной прошлого года областная картинная галерея была фактически обезглавлена и продолжала существовать только благодаря многолетнему опыту и профессионализму ее работников. Обязанности руководителя все это время исполняла кандидат искусствоведения Ирина Балашова, замдиректора по научной работе. Найти руководителя для картинной галереи было непросто: немногочисленные возможные кандидаты на этот пост считали должность «расстрельной» и отказывались взваливать на себя такую ответственность.

Картина третья. Оптимистическая

Человеком, готовым возглавить картинную галерею, стала Галина Фалалеева, до последнего времени руководившая управлением госполитики в сфере культуры и искусства в областном Департаменте культуры и туризма.

Вся ее профессиональная деятельность связана со сферой культуры. По образованию музыкант, она окончила сначала Вологодское музучилище, затем Петрозаводскую консерваторию, недолго преподавала в музыкальной школе, больше десяти лет – в своей alma mater, нынешнем Вологодском колледже искусств. С 2007 года работала в областном Департаменте культуры, курировала сферу профессионального искусства, художественного образования, библиотек, культурно-просветительскую деятельность; принимала участие в реализации крупнейших областных проектов и фестивалей.

Свой переход в картинную галерею Галина Владимировна рассматривает как важный жизненный этап, связанный с новыми вызовами и новыми задачами.

– Музейное дело – это та сфера, которой я менее всего касалась в предыдущие годы, – признается она. – Сейчас настал момент, когда нужно изучить этот блок работы. Потребуется погружение, получение новых знаний, изучение нормативной базы. Здесь есть своя специфика, но коллектив картинной галереи – это коллектив профессионалов, и, безусловно, я буду опираться на их опыт и решать все задачи вместе с ними. Буду обращаться за советом и к Владимиру Валентиновичу Воропанову, его богатейший опыт искусствоведа, известного не только в нашем регионе, но и во всей России, конечно, пригодится в дальнейшем развитии учреждения. Думаю, все преодолеваемо, главное – ставить цель и идти к ней.

В первые рабочие дни новый директор картинной галереи встретилась с коллективом, посетила филиалы учреждения и побывала в ремонтирующемся здании на улице Мира, 34. По словам Галины Фалалеевой, здание ее впечатлило. Понимая, что сейчас открывается новая страница истории галереи, она готова подойти к этому со всей мерой ответственности:

– Картинная галерея переедет в здание, в котором потом будет работать многими десятилетиями. Это история, которая творится здесь и сейчас. Новое здание будет приспособлено для реализации всевозможных выставочных, творческих, просветительских проектов. Картинная галерея должна стать одним из любимых вологжанами мест. Галерея должна обязательно присутствовать и в туристических маршрутах гостей нашего города как одна из его главных достопримечательностей. Новое пространство откроет очень много возможностей – надеюсь, у нас хватит сил, фантазии, креатива, чтобы их реализовать. Но важно, чтобы галерея сохраняла свою главную миссию – миссию художественного музея. И академическая выставочная деятельность – она, конечно, останется базовой, без нее утратится сам смысл этого учреждения.

Картинная галерея займет все пять этажей нового здания. На первом этаже будет только гардероб и касса, все выставочные пространства расположатся, начиная со второго этажа и выше.

Ремонт в здании проходит в два этапа. Сначала сделают первый, четвертый и пятый этажи, затем – второй и третий. Фасад здания приведут в порядок в последнюю очередь.

То, что в галерее будет устроен лифт с внешней стороны здания, – это всего лишь слух. Установят два лифта: пассажирский и грузовой, чтобы поднимать на верхние этажи художественные ценности. И, конечно, они будут внутрен­ними.

– Объект контролирует Департамент строительства, но, разумеется, базовые вопросы согласовываются с картинной галереей. Как только строительные работы будут подходить к финишу, в здание заедут профессионалы от ВОКГ, чтобы готовить галерею к открытию, – рассказала Галина Фалалеева.

Пока сроки ввода объекта в эксплуатацию постоянно откладываются. В начале 2019 года говорили о том, что галерея откроется в марте, но и в апреле здесь велись работы только первого этапа. Новый директор осторожно говорит, что надеется на въезд в отремонтированное здание «в скором времени».

Полина Гурьянова