Почему современные дети с трудом пересказывают прочитанное?

– Шамиль, чем для детей полезно умение повторить то, что они прочитали? – Вы когда-нибудь задумывались над тем, каков для ребенка смысл большинства школьных предметов, где необходимо пересказывать текст? Это окружающий мир, история, география, биология, то есть больше половины предметов школьной программы. А если задуматься, их суть полностью упирается в процесс пересказывания. Но попробуйте сейчас вспомнить, какие основные реформы провел египетский фараон Тутанхамон («История древнего мира», 5 класс). Естественно, вы этого не помните, да это вам и не нужно. Порядка 99 % информации, полученной по школьной программе, никогда не пригодится, и это нормально. – Так с какой целью ребенку хорошо учиться по этим предметам? – Чтобы это понять, давайте разберем по шагам, как происходит процесс пересказывания у обычного ребенка: Шаг 1. Читает параграф и пытается понять его. Шаг 2. Представляет в своем воображении описанную информацию. Шаг 3. Структурирует в голове полученную информацию, пропускает ее через себя, обогащая своими воспоминаниями и предыдущими знаниями. Шаг 4. Своими словами передает эту информацию (когда собственных слов не хватает, обогащает словарный запас новыми). Шаг 5. Выдает пересказ. Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка. Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки: •умение слушать и слышать; •умение структурировать информацию в голове; •умение правильно выражать свои мысли. – Современные школьники пересказывают гораздо хуже, чем это делали мы, их родители. С чем это связано? – Проблема в том, что у современных детей во многом атрофирована способность к аналитическому мышлению. Если раньше мы черпали информацию в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (ТВ и Интернет). В чем их большой минус для формирования мышления ребенка? В том, что в этом случае в большинстве своем информация подается в легкоусвояемом формате: это видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Вот тебе набор готовых мнений, выводов и позиций. Зачем формировать свое? Здесь не нужна никакая аналитика, ни к чему напрягать извилины. – Как научить ребенка хорошо пересказывать? – Ему нужно больше читать, а главное – понимать прочитанное. Поэтому на своих тренингах мы гарантируем не только увеличение скорости чтения, но и улучшение понимания. Ведь зачем быстро читать, если не понимать прочитанного? На данный момент в Школе скорочтения в г. Вологда запущены курсы с интенсивностью посещения 2 раза в неделю в течение 5 недель. А именно: • Обучение чтению по словам для детей 6-9 лет, читающих по слогам. • Скорочтение для детей в различных возрастных категориях. • Тренировка памяти и внимания с 11 лет (в этом курсе мы учим ребят структурировать свои мысли и пересказывать). Мы прививаем ребенку навык, который будет работать на него всю жизнь.
Поделиться
Отправить
Класснуть

Другие новости