А дома лучше?

Рост внутреннего туризма отмечают не только на Вологодчине, но и в России в целом. Но этот факт объясняется не столько увеличением привлекательности местных турпродуктов. Египет закрыли, курс доллара подскочил, многие зарубежные туры стали недоступны для россиян. Соотечественникам ничего не оставалось, как устремить свой взгляд на родные просторы.
– Два года назад во внутреннем туризме все было ровно, туры по области и России продавались не так активно, хотя потенциал у нашей области большой. Мы жили за счет зарубежных путевок, – говорит замдиректора турфирмы «Интелтур» Тамара Журавлева. – В нашем регионе турпоток непостоянный, сезонный. Он увеличивается в летний период, когда туристам комфортно путешествовать по нашей области. На сегодняшний день постоянные гости нашего региона – соседи, жители Архангельской, Ярославской, Костромской областей. Вологжанам мы предлагаем туры не только по Вологде и области, но и межрегиональные, которые объединяют сразу несколько областей и городов. Например, путешествие по городам Ярославль, Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Сольвычегодск. Если туристы приезжают в Вологду, то заказывают подобрать транспорт и найти гида. Иностранцев в Вологду ездит не так много.
– Вологжане чаще всего выбирают туры в Москву, Казань, Ярославль, Карелию. Стремятся съездить отдохнуть в большие города, едут на шопинг, в аквапарки, дельфинарии, зоопарки, – отмечает Тамара Владимировна. – По собственной области вологжане предпочитают путешествовать самостоятельно, не пользуясь услугами турфирм.
В гости к Деду Морозу
Вологжанки Вера и Наталья Шашерины (на фото), последние три года часть летнего отпуска проводят в Вологодской области. Путешествуют сами, на своем автомобиле. Не видят смысла переплачивать. Гостиницы и кафе выбирают по отзывам в интернете.
– Мы стараемся во время отпуска объехать и изучить как можно больше в Вологодской области. Всегда появляется что-то новое, экскурсии, музеи. В этом году были в Великом Устюге, Кич. Городке, Тарноге, Тотьме, Кириллове. Удивил Кич. Городок: там открылась новая гостиница, при ней есть кафе, магазины, в центре все прибрано, аккуратная набережная, приемлемые цены. В Великом Устюге нам нравится красивая и ухоженная набережная, музеи, храмы. Впечатляющий краеведческий музей, видно, что здесь работают радеющие за свое дело люди, – рассказывает Вера.
– Великий Устюг – город высоких цен, здесь все рассчитано на туристов. Гостиницы, сувениры, продукты – цены на них выше, чем в Вологде, – продолжает Вера рассказ. – Ежегодно ездим к Деду Морозу. Отдых в вотчине недешевый. Вход платный, на выбор есть разные пакеты по стоимости. Самый дорогой – пакет №1, на мой взгляд, и самый интересный. В него входят – путешествие по Тропе сказок, экскурсия по дому Деда Мороза, посещение кузницы Деда Мороза, зимнего сада, почтового отделения, зоопарка, контактного зоопарка, ледника и аттракционы. Цена билета на одного взрослого 1780 руб­лей, для ребенка с 7 до 17 лет – 1060 рублей. Мы потратили около 5000 рублей. В самой вотчине номера в гостиницах дорогие, поэтому останавливаемся в городе. За две ночи в гостинице заплатила 4800 рублей, тогда как в вотчине это стоимость номера за сутки.
По мнению сестер Шашериных, один из существенных минусов в Великом Устюге – низкий уровень гостиничного и ресторанного сервиса.
– Меню, обслуживание, оформление ресторанов и кафе Великого Устюга напоминает 90-е годы. Хотя цены на обед вполне современные, от 600 рублей на троих. Каждый раз с сестрой удивляемся, почему владельцы кафе не заинтересованы, чтобы туристы возвращались к ним снова и советовали другим их кафе и гостиницы, – делятся сестры.
Как считает заместитель директора турфирмы «Интелтур» Тамара Журавлева, пока что туризм в Вологодской области не готов к повышенному интересу, поэтому люди недовольны сервисом, обслуживанием. Чтобы все привести в порядок и подтянуть уровень, необходимо время.
– В случае с Великими Устюгом это действительно спе­цифичная история. Там серьезно влияет на гостеприимство сезонность турбизнеса. Устюжане с
15 декабря по 31 января пытаются заработать на весь год вперед, и за оставшиеся 10 месяцев люди, персонал забывают о таких привычках, как гостеприимство. В Вологде с этим лучше, благодаря сайту букинг есть возможность прочитать отзывы, выбрать варианты гостиниц и хостелов. Популярность наших городов в области пока не такая высокая, как, например, у городов Золотого кольца, где каждый человек добр, общителен и улыбается. Чем меньше поток, тем хуже сервис, персоналу не на ком тренироваться и учиться.
По святым местам
Вологжанка Ольга Сбоева вместе с семьей тоже ежегодно путешествует по области. Отдых планирует с мужем заранее, самостоятельно, еще зимой. Вытегра, Липин Бор, Белозерск, Кириллов – этому маршруту уже не изменяют несколько лет. Практически в каждом городке останавливаются на день, чтобы погулять, посмотреть, что изменилось за год, освежить впечатления.
– В Кириллове у нас исхожены вдоль и поперек Кирилло-Белозерский и Горицкий монастыри. Там все организовано и рассчитано на туристов. Всегда много иностранцев, они приплывают в Кириллов на теплоходах. В монастыре вход и экскурсии дорогие. Единый билет для взрослого человека на посещение всех помещений и выставок монастыря стоит 700 рублей, дети до 16 лет бесплатно, отдельная плата за фото и видеосъемку 200 рублей. Набегает приличная сумма на семью из 4-5 человек. Ручная работа продается вперемешку с китайскими товарами, на сувениры совсем запредельные цены. Мне понравилась льняная скатерть, но отдать за нее 7000 рублей я была не готова, – поделилась Ольга.
Останавливается семейство Сбоевых в Кириллове обычно на сутки в гостинице.
– Это туристическая деревенька на берегу Сиверского озера, там приятная атмосфера, отличное обслуживание, уютные домики, – продолжает Ольга Сбоева. – Летом можно выйти с детьми и искупаться, ловить рыбу. Нас много было, пять человек, поэтому снимали дом, в этом году за сутки заплатили 5500 рублей. Готовили сами, в коттедже есть кухня, посуда, а в городе федеральный супермаркет, там и закупились.
По мнению супругов Сбоевых, единственный и ощутимый минус в путешествии по области – плохие дороги. Ямы, ухабы, кочки: каждый раз семейство ощущает на себе всю прелесть экстремальной езды.
Цивилизованный «дикий» туризм
Для любителей палаточного отдыха в нашей области тоже есть отличные места. У вологжан большим спросом пользуются кемпинги в Вытегре, на берегу Онежского озера. Костер, палатка, рыбалка – вот и все что нужно непритязательному туристу. Черногубовы практически каждое лето ездят отдыхать на Онежское озеро.
– Мы останавливаемся недалеко от Андомы горы, – рассказывает глава семьи. – Этот памятник природы заслуживает восхищения, настолько он необычен, притягателен. На берегу Онежского озера для туристов все организовано – столики, лавочки. Въезд и стоянка бесплатные. Территория чистая, речной песок, можно смело отдыхать с детьми. Рядом база МЧС. Мы ездим с палаткой, костер разводим, если берем лодку, то остаемся еще и на рыбалку. Еще одна привлекательная особенность – возможность искупаться в озере в конце августа и не заболеть. Прогревается Онежское озеро долго, а в августе вода становится комфортной температуры, ноги не сводит. На мой взгляд, это отличная альтернатива отдыху на море.
Проекты
В области постоянно создаются новые туристические маршруты, развиваются проекты, создаются новые. Есть удачные, есть не очень. К примеру, «Живые уроки» – это свежий проект детского туризма, совмещенный с образовательной деятельностью. Он стартовал в 2017 году, но пока без энтузиазма был принят в школах региона. Для детей и учителей проект дает возможность перенести скучные уроки за стены школы и преподнести материал в увлекательной форме. Вялый интерес к этому проекту легко понять: за удовольствие «живого урока» должны платить родители.
– Спрос на экскурсии в рамках проекта пока слабый, школы мало заинтересованы в таком формате уроков, – говорит директор туристической компании Наталья Киселева. – В рамках проекта «Живые уроки» у нас подготовлены однодневные поездки. Например, экскурсия в Сугорье, диапазон цен от 700 рублей до 1500 рублей. Бюджетными для родителей будут обзорные экскурсии по Вологде, цены от 300 рублей. Они проходят интерактивно, мы показываем город Ивана Грозного. У вагоноремонтного завода есть чудеснейший вагон-музей времен Великой Отечественной войны. Он возил раненых, сейчас восстановлен в духе тех времен, и о нем мало кто знает. Цена билета на такую экскурсию стоит от 150 до 200 рублей с человека. Касаемо внутреннего туризма – среди вологжан много скепсиса, многие задают вопрос: «Зачем туда ехать?». Идея отдохнуть, не уезжая далеко, и познакомиться с областью ближе для них непривлекательна.
– Развивать туризм в 26 районах непросто, ощущается нехватка ресурсов, – рассказывает директор туристско-информационного центра Вологодской области Илья Михеев. – Например, в Сямже и Верховажье пока нет людей, которые взялись бы за туризм и развитие. Сейчас мы занимаемся запуском сайта для проекта «Серебряное ожерелье России», в сентябре он начнет работу, и можно будет выбрать любой тур через него.
И все же, по информации Департамента культуры и туризма Вологодской области, в 2017 году наш регион вошел в десятку лучших по итогам Всероссийского рейтинга по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма. Объем туристских и гостиничных услуг за 2017 год принес в областную казну 2,65 млрд рублей и вырос по сравнению с 2014 годом на 13%. В основном это заслуга Деда Мороза, Кириллова и Белозерска, остальные районы плетутся в хвосте отстающих.

Экспертное мнение Наталья Тихомирова, председатель Союза туриндустрии Вологды:
– Для увеличения турпотока нужна системная работа, стратегия развития, серьезные мероприятия по продвижению региона и вологодского продукта, но у нас этого нет и не создается. Во многих регионах России туризм – главное стратегическое направление развития, им занимаются агентства по развитию, создаются планы, а у нас не доводят дело до конца. У города и области нет связи, чтобы что-то продвигать. Должен быть создан административный орган, во главе которого будут стоять люди, заинтересованные в развитии туризма. Сфера туризма – это не сфера культуры, а сфера экономики.
Времена меняются, люди путешествуют самостоятельно. Сейчас ставку надо делать на малый бизнес – это музеи, гостиницы, рестораны. Привлечение людей в ту часть сферы, где люди будут оставлять деньги. Этот малый бизнес станет создавать рабочие места и платить налоги в бюджет. Мы не гиперсовременный регион и никогда им не будем. Нужно делать ставки на сельский туризм, продуктовый и наши вологодские промыслы. Ни в одном регионе России нет такого количества промыслов, как у нас, но и их сохранением никто не занимается.
Если руководителю фирмы «Снежинка» надоест заниматься кружевом, то мы его потеряем. В Великом Устюге удивительный промысел – резьба по дереву – держится на инициативах. Спрос на молоко и масло огромный, но у нас не хватает мощностей, для того чтобы закрыть весь запрос рынка.
Нам нужен приток людей с деньгами, это в основном Москва и Питер, а мы зачем-то выезжаем на международные ярмарки, в Страсбург, например, откуда к нам приедет 1,5 человека. Нам надо обратить внимание на российских туристов, на жителей обеих столиц: ехать им ближе, и нам не надо себя так презентовать, обучать персонал разным языкам.
Марина Пантина
Фото автора и yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть