Хрен редьки не слаще…

Кудринский проект экономической «дезинтеграции» нашего государства был обнародован прошлым летом. Центр стратегических разработок, возглавляемый в то время бывшим министром финансов России, предложил оказывать первоочередную государственную поддержку 20 городским агломерациям, включающим 15 городов-«миллионеров» и пять городов, население которых приближается к миллиону человек.
По замыслу авторов далеко идущей идеи, именно эти урбанистические мега-конструкции должны превратиться в эффективные точки роста, которые будут распространять позитивную экономическую динамику по всем соседним регионам: наподобие того, как брошенный в воду камень создает вокруг себя равномерную волну.
Успешную реализацию своей концепции эксперты Центра стратегических разработок предполагали (цитирую) «через меры поддержки (со стороны государства. – Прим. автора) в части полномочий, финансов и налогов, транспортных коммуникаций». И сколь бы благообразными мотивами ни сопровождалась эта программа, по факту выходило так: на карте гигантской страны будет выделено несколько пятнышек относительного экономического благополучия, которые будут окружены океаном беспросветной нужды…
Понятно, что глобализация «по Кудрину» не пришлась по вкусу в регионах, не упомянутых в проекте, в том числе в Вологодской области. Будь эта программа принята в качестве руководства к действию, наш областной бюджет мог утратить даже те скудные федеральные дотации и субвенции, которыми он располагает сегодня.
Однако в мае нынешнего года Алексею Леонидовичу Кудрину было сделано предложение, от которого нельзя отказаться: он возглавил Счетную палату РФ. После этого кадрового назначения дискуссия вокруг проекта ЦСР стала понемногу угасать, и могло показаться, что со временем она полностью сойдет на нет.
Но рукописи, как известно, не горят, а идеи не исчезают бесследно. Недавно стало известно, что Минэкономразвития выступило с предложением, которое подозрительно напоминает концепцию Центра Кудрина. Министерская «Стратегия пространственного развития», которая должна быть рассмотрена на высшем уровне уже в сентябре, также предусматривает «передел» единого экономического пространства Российской Федерации. Причем названное ведомство готово пойти еще дальше Кудрина: если Алексей Леонидович предлагал сформировать 20 экономических макрорегионов, то Минэкономразвития готово ограничиться всего 14. При этом ключевой «кудринский» принцип формирования макрорегионов сохранен неизменным: в основе этого территориального новообразования должен находиться мегаполис из топ-14 российских городов, который и станет главным бенефициаром господдержки. И если сегодня финансовые потоки распределяются по схеме «федеральный центр – регион», то новый экономический порядок пополнит схему новым звеном: «федеральный центр – центр экономического макрорегиона – административный регион».
Нетрудно догадаться, что подобная реформа стала бы истинным триумфом российской бюрократии! И хотя в проекте Минэкономразвития особо отмечено, что вновь образованные макрорегионы не будут административными единицами, по сути это мало что меняет.
Если бы, скажем, границы экономических макрорегионов совпадали с границами федеральных округов, то можно было бы рассчитывать, что аппарат того или иного федерального округа просто получит дополнительные полномочия, связанные с «функционалом» макрорегиона. Но этого не может быть по определению, поскольку Российская Федерация разбита на восемь федеральных округов, а экономических регионов предполагается 14. Выходит, для контроля за федеральными ресурсами, которые будут осваиваться в макрорегионах, придется создавать новые административные структуры, расширяя и без того немалые штаты «столоначальников».
Но это бы еще полбеды: свойство бюрократии размножаться при любой административной реформе неистребимо. На самом деле последствия планируемой реорганизации могут быть гораздо драматичнее. Перераспределяя внутренние финансовые потоки таким образом, чтобы богатые становились еще богаче, а бедные – еще беднее, государство «де-факто» поставит крест на будущем российской провинции. Ведь в нынешних условиях малые города и сельские населенные пункты не могут существовать без государственного субсидирования. Экономика за пределами крупных городов живо напоминает «феодальный хозрасчет»: что произвели, то и съели. Поддержание на плаву социальной инфраструктуры, строительство дорог, защита экологической среды просто невозможны без централизованной финансовой поддержки. Поэтому самым вероятным исходом подобной «модернизации» экономики станет отчаянное бегство еще оставшихся трудовых ресурсов с «периферии» в крупные города.
И какую же Россию мы оставим в таком случае грядущим поколениям? Огромную безлюдную пустыню с редкими оазисами жизни? Какая незавидная участь…

Поделиться
Отправить
Класснуть

Другие новости

Происшествия
Скорая помощь столкнулась с пассажирской Газелью в Вологде
Экономика
Кредитный карантин: в Вологодской области стали брать вдвое меньше займов
Общество
​Для нетрезвых водителей придумали новый штраф
Общество
​Клещи стали меньше кусать вологжан
Общество
​Приемная кампания в колледжи и техникумы пройдет дистанционно
Афиша
​Сесть за стол с Обломовым приглашают вологжан
Культура
​Музеи Тотьмы получили почти миллион рублей от фонда Потанина
Блогосфера
Как мы поняли, что попали
Спорт
​Череповчанин стал победителем первенства Европы по ушу
Общество
​Студенты ГМХА взяли серебро Международной студенческой олимпиады по статистике
Общество
​Книги по психологии, сказки и энциклопедии: что читают вологодские первоклассники
Экономика
​Как будут наказывать бизнес за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора