Не по пути

BlaBlaCar – это онлайн-платформа, позволяющая водителям экономить на бензине, а пассажирам – найти наиболее выгодные варианты поездки по избранному маршруту. Так владельцы популярного и очень эффективно работающего сайта пишут о себе сами. Совсем скоро его пользователей и участников, среди которых немало вологжан, ждут большие перемены, следствием которых может стать существенное сокращение «штата» перевозчиков. В результате найти подходящий маршрут по выгодной цене будет сложнее. При этом, с другой стороны, в BlaBlaCar настаивают, что новая система повысит безопасность перевозок.
Плюсы и минусы
Сервис BlaBlaCar, пришедший в Россию из Франции, наверняка хотя бы раз использовал каждый любитель междугородных поездок (или, по крайней мере, слышал о нем). Вологжанка Нина Елисеева рассказывает, что онлайн-сервисом пользовалась на протяжении последних двух-трех лет около десятка раз.
– Все достаточно просто: скачиваешь приложение в интернете, регистрируешься и дальше ищешь себе машину, которая едет до нужной станции. С шофером можно связаться через сайт или по смс, оговорить маршрут, время отправления и цену, – поясняет Нина.
Отзывы на водителей, по ее словам, тоже можно посмотреть непосредственно на сайте: в частности, узнать, любит ли шофер громкую музыку, курит ли в машине и, естественно, как ведет себя на дороге за рулем. Но, как рассказывает Елисеева, от неприятных сюрпризов это страхует не всегда.
– Пару раз были негативные ситуации: например, заказали машину на Петербург, на сайте значилась легковушка, а приехал совершенно посторонний водитель на микроавтобусе – они просто таким образом собрали пассажиров. В другой раз спешила в Москву, и пришлось самой наблюдать за шофером – было полное ощущение, что он спал всю дорогу, – говорит вологжанка.
Впрочем, несмотря на казусы, сервис все равно популярен, и одна из главных причин – финансовая выгода. По подсчетам нашей героини, поездка BlaBlaCar обходится в сравнении с «официальным» автобусом и поездом дешевле примерно в два раза, а то и больше. Например, сейчас на сайте опубликованы предложения поездок из Вологды в Москву в среднем за 700 рублей, в Санкт-Петербург – за 800-1000, а, скажем, дорога из областной столицы в Сочи одному пассажиру обойдется в четыре тысячи рублей.

Попытки сэкономить с помощью BlaBlaCar не раз приводили к серьезным авариям со смертельным исходом, несколько таких ДТП случилось и в Вологодской области. Так, в мае 2016 года 24-летний вологодский водитель набрал через сайт пассажиров для поездки из Санкт-Петербурга в Вологду. Рано утром 30 мая в Кадуйском районе его ВАЗ-2114 пошел на неосторожный обгон и протаранил легковушку «Дэу Нексия». Две пассажирки «попутчика» – девушки 31 и 21 года – погибли на месте, также скончалась от травм 67-летняя пассажирка из «Нексии». Позже в суде выяснилось, что молодой человек в 2014 году лишался водительских прав за нетрезвую езду и восстановил их меньше чем за полгода до рокового рейса. Суд приговорил водителя к полутора годам колонии-поселения и трехлетнему лишению прав на управление транспортом. 


Под прицелом
В ГИБДД Вологодской области нам рассказали, что отдельной статистики по количеству ДТП с нелегальными перевозчиками (и персонально с BlaBlaCar) не ведется. Тем не менее, в апреле прошлого года именно в вологодском Заксобрании выдвинули инициативу существенно повысить штрафы для «нелегалов»: до 5 тысяч рублей для граждан, 20 тысяч – для должностных лиц, полмиллиона – для предприятий и организаций. Спикер ЗСО Андрей Луценко ссылался в том числе на статистику аварий: с его слов, нелегальные перевозчики являются виновниками большого числа ДТП (точные цифры не назывались) с человеческими жертвами. Инициатива ушла в Госдуму РФ и в конце октября вылилась в закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок – в это понятие, кстати, включили и микроавтобусы, которые использует BlaBlaCar.
Практически одновременно с этим начались санкции в отношении BlaBlaCar. Первой претензии к сервису высказала брянская прокуратура, а в начале декабря прошлого года – и вологодская. В частности, от постоянного партнера BlaBlaCar – череповецкой транспортной компании «100 дорог» уже потребовали не брать на работу частников.
Все профили таких перевозчиков в надзорном ведомстве Вологодской области потребовали удалить. Самой компании направили уведомление о необходимости обновить условия регистрации и пользования сервисом.
Отметим, что под «огонь» прокуратуры попало и Череповецкое управление МВД. Полицейскими, по мнению прокуроров, «ненадлежащим образом реализуются полномочия по противодействию нелегальной деятельности по перевозкам пассажиров и багажа».

Еще одна страшная авария – и опять с «участием» сервиса попутчиков – произошла 18 января 2018 года под Шексной. Набравший пассажиров в рейс из Череповца в Вологду 57-летний шофер уснул за рулем своей «Волги», и машина выскочила на встречную полосу. Там она сначала зацепила «Газель», а потом врезалась в лоб в ВАЗ-2110. В «Волге» погибла 65-летняя пенсионерка, в «десятке» – трое мужчин.


Неожиданный поворот
С представителем сервиса BlaBlaCar в России Сергеем Авакяном-Ржевским редакция «Нашей Вологды» связалась еще в канун новогодних праздников. Он сразу же пояснил:
– Никакой ситуации между нами и прокуратурой нет, прокуратура занимается своей стандартной работой по контролю правопорядка, и BlaBlaCar старается делать так, чтобы пользователи сервиса не нарушали закон РФ, для нас это принципиальный вопрос.
Более подробные ответы на тему безопасности перевозок Сергей пообещал дать после каникул, затем попросил еще немного отсрочить вопрос в связи с тем, что онлайн-сервис вскоре выступит с важной новостью. Таковая действительно последовала 16 января: BlaBlaCar объявил о том, что запускает коммерческие междугородные автобусные перевозки.
– На начальном этапе партнерство с BlaBlaCar будет бесплатным, дальнейшая его стоимость пока не определена. Чтобы стать партнером проекта, перевозчик должен будет предоставить документы, подтверждающие его легальный статус. В течение следующих месяцев BlaBlaCar планирует внедрить идентификацию пользователей по документам, которая должна повысить безопасность сервиса, а также возможность онлайн-покупки билетов на автобус и новые алгоритмы блокировки профилей перевозчиков (если выяснится, что они нелегалы. – Прим. ред.), – сообщили в компании.
По сути, если отбросить рекламную составляющую этой информации, можно констатировать, что BlaBlaCar намерен, во избежание проблем с проверяющими ведомствами, выйти на рынок как посредник между обычными автобусными перевозчиками и их клиентами. Новый проект тестировался с весны 2018 года, и совершенно очевидно, что все до единой претензии прокуратуры были учтены. При этом у компании есть качественный и популярный интернет-сервис с наработанной клиентской базой, так что можно не сомневаться, что партнеры, заинтересованные в проекте, среди автобусников найдутся. Зато «исход» частных перевозчиков из сервиса, похоже, уже начался.
– Наша компания больше не сотрудничает с BlaBlaCar, – прокомментировала после этого нововведения представитель тех самых череповецких «100 дорог» Татьяна Денисова.
Что это означает для пассажиров? С одной стороны, повышение безопасности – именно на это упирают во французском сервисе. С другой, о приятной возможности быстро найти нужный маршрут и вдобавок сэкономить деньги с помощью попутчиков, видимо, придется постепенно забыть: ведь в дальнейшем BlaBlaCar, как следует из его сообщения, намерен не только привлекать легальных партнеров, но и зарабатывать на этом сотрудничестве.
Мария Дмитриева

Фото yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть