Мне бы в небо

Катастрофа в небе над Кубенским озером: на лед рухнул потерпевший крушение частный самолет. Пилот, 63-летний мужчина, – опытный летчик и отец известных в регионе предпринимателей, умер по пути в больницу.

В тот день, 27 марта, вылетел не один, а два частных летательных аппарата. Вторым управлял сын погибшего. Как пояснили в МЧС, владельцы самолетов не согласовывали маршрут полета, не получали разрешения и не поддерживали радиосвязь с землей, а сами летательные аппараты не состояли на учете.

Несанкционированный полет
Как стало известно «Нашей Вологде», самолетом управлял отец владельцев сети ресторанов быстрого питания «Пиццафабрика». Знакомые семьи рассказали нашей газете, что сыновья очень любили отца, который много лет отработал руководителем полетов в аэропорте Надым Ямало-Ненецкого округа и просто грезил небом. По нашей информации, до этого он летал на паралете «Скат».
– А потом сыновья подарили ему самолет, – рассказывают вологжане, знающие семью. – В прошлом году. Исполнили мечту.
Мужчина жил в поселке Харачево под Вологдой, не исключено, что именно там в ангаре и хранился летательный аппарат. «Нашей Вологде» стало известно, что отец с сыном на двух самолетах поднялись в воздух утром 27 марта и взяли курс на Вожегу.
– Просто полетать. Никаких дел там у них не было, – говорят знакомые семьи.
Затем погода ухудшилась, поэтому оба пилота повернули в сторону дома. В 12.50 дня, пролетая над Кубенским озером, самолет старшего пилота пропал. Сын пытался связаться с отцом, но безуспешно. Мужчина приземлился рядом с монастырем на острове Спас- Каменный и бросился за помощью в церковную обитель.
– Никакого крушения мы не видели, – рассказал нашей газете настоятель монастыря отец Дионисий. – Оно, как оказалось, случилось в 15 километрах от острова. К нам за помощью обратился сын погибшего пилота. С ним мы выехали на снегоходе на поиски. Естественно, прошло время, не менее часа, пока нашли. Привезли на остров, где нас уже ждали сотрудники местного отделения МЧС. Вскоре пострадавший скончался, очевидно, от серьезных травм.
Погибшего отвезли в Сокол, а 28 марта на Кубенское озеро выехали следователи осмотреть летательный аппарат, который считается одним из самых надежных российских легкомоторных самолетов.
Наследство Леденцова
Действительно, самолет «Птенец 3» – фактически универсальная машина. Это компактный и быстроразборный летательный аппарат, собрать который можно всего за 30 минут. Самолет может храниться в любом гараже, а для взлета ему не нужна полоса. Достаточно 200 метров относительно ровной дороги, поэтому «Птенец» взлетает даже с «грунтовки», а зимой и летом – с поля на колесах или лыжах.
Среди достоинств воздушного судна и его надежность. Самолет не сваливается в штопор, хорошо управляется в «болтанку», а в качестве меры безопасности оснащен парашютной системой, которая спасает не только пилота, но и весь аппарат, раскрываясь над ним.
Летает «Птенец» достаточно высоко: свыше трех тысяч метров над землей – и держит крейсерскую скорость от 110 до 140 километров в час. При этом заправляется он автомобильным бензином марки А-95, 70-литрового бака хватает на тысячу километров пути.
Сейчас такие самолеты выпускает конструкторское бюро «Ротор», расположенное в городе Камертау из Башкортостана, но на самом деле прародитель этого самолета был сконструирован еще в 1911 году, а профинансировал его строительство известный всем вологжанин, знаменитый меценат Христофор Леденцов.
В 1908 году «отец русской авиации», ученый Николай Жуковский создал при Императорском Московском университете воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли такие знаменитые авиаконструкторы, как Борис Стечкин, Андрей Туполев и Александр Архангельский. Их называли тогда «Птенцы Жуковского». Именно коллектив воздухоплавательного кружка сконструировал в 1911 году легкомоторный биплан, которому дали название «Птенец».
Воздушное судно собрали на средства «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Христофора Леденцова», в совет которого входил Николай Жуковский. Сохранились даже письма, в которых молодые авиаконструкторы обращаются в Фонд Леденцова. В частности, в феврале 1911 года на постройку самолета из Фонда было выделено 300 рублей, а в 1912 году Фонд ассигновал 1500 рублей на покупку мотора для «Птенца».
Впоследствии биплан «Птенец» совершил сотни полетов, был признан одним из самых успешных легкомоторных самолетов. В 1989 году производство таких самолетов возродилось в Таганроге. И вновь конструкторов ждал абсолютный успех.
Сейчас новые модели самолета пользуются популярностью у любителей авиации. «Птенец 3», на котором летел погибший, стоит порядка двух миллионов рублей. И ни разу именно эта модель третьего поколения еще не попадала в сводки происшествий. Случай над Кубенским озером – первый в истории.
Птица вольная
Так что же произошло 27 марта в небе над Кубенским озером? Пока называются три возможные версии крушения: метель, отказ двигателя, ошибка пилота. Уже понятно, что рухнул самолет с высоты в 50 метров.
И тем не менее, подобное происшествие с предшественником «Птенца 3» в России было. В 2015 году при невыясненных обстоятельствах в Якутии упал самолет «Птенец 2», который вел мониторинг численности оленей. Погодные условия, при которых произошла авария, были похожи: метель, низкая облачность и снежная равнина внизу.
МАК впоследствии назвал причины крушения: потеря пилотом контроля за высотой полета в условиях ограниченной видимости и «белизны» подстилающей поверхности, что привело к снижению и столкновению самолета с землей. Проще говоря – не рассчитал высоту. Тогда МАК по результатам расследования разработал рекомендации по повышению безопасности полетов на легкомоторных самолетах, с учетом якутской трагедии.
Если бы полет был санкционирован, а погибший вологжанин держал радиосвязь с землей, вероятно, уже сегодня причины падения были бы известны. Но, по информации нашей газеты, ни у сына, ни у отца не было даже прав на управление летательным аппаратом, поэтому они не могли официально заявить о полете.
Летать!
Сколько вообще частных самолетов в Вологодской области?
– Немного, насколько я знаю, – говорит Алексей – сам владелец спортивного самолета. – В Вологде два. У их хозяев есть пилотские удостоверения. В Череповце еще два. Есть самолеты в Великом Устюге. Всего порядка 10 частных самолетов, не больше.
При этом уже подержанный самолет можно купить по цене обычного автомобиля. Того же «Птенца 2» за 800 тысяч руб­лей.
Кстати, кроме взлетных полос в аэропортах, в Вологодской области есть даже частная взлетная полоса. Она находится под Вологдой на бывших землях совхоза «Майский», которые приобрел известный предприниматель из областной столицы и сделал там 400-метровую «взлетку» для собственного самолета TL-3000 Sirius. Ее хорошо видно проезжающим в районе деревни Нагорье автолюбителям, поскольку полоса оборудована сигнальными огнями и необходимым инвентарем для определения ветра.
Однако всем без исключения пилотам нужно ставить в известность о запланированных полетах диспетчерский пункт.
– Я уведомляю о каждом своем полете в обязательном порядке. Без этого в небо нельзя, – продолжил рассказ Алексей. – Данные в диспетчерский пункт можно передать любым способом связи: интернет, телефон. Необходимо обозначить маршрут полета, время, площадку взлета и приземления. Причем взлетать нужно строго в то время, которое указал заранее. Мы летаем в своей зоне не выше 2-3 километров. Хотя однажды мои друзья из Москвы на легкомоторном самолете поднялись в районе Домодедово на такую высоту, что встретили «Боинг». Испугались, конечно, и снизились.
Получить пилотские права сегодня тоже довольно просто, но дорого.
– Это стоит сейчас от 500 до 800 тысяч рублей. А частных школ пилотов в стране достаточно. В Москве, конечно, их больше, – говорит Алексей. – Можно обратиться в любую. Курс обычно рассчитан на 200 часов. Можно учиться дистанционно. Как проходит обучение: вы осваиваете материалы, исполняете тесты на сайте, затем проходите врачебно-летную экспертную комиссию и с этими документами едете в школу и сдаете экзамены по теории. Затем начинается летная практика. Получив удостоверение, необходимо зарегистрировать свой самолет в установленном порядке. И все – летайте!
***
Межгосударственный авиационный комитет заявил о создании комиссии по расследованию крушения, произошедшего в Вологодской области. Как сообщается на сайте МАК, эксперты уже приступили к работе.
Анна Маслухина

Фото Главного управления МЧС по ВО и yandex.ru