Чумачедчий креатив

Вологда превращается в площадку для странных экспериментов.

Откровенно говоря, после появления в центральной части Вологды памятника писающей собаке меня уже трудно удивить какими-то экспериментами в сфере зодчества. Однако поговорить на эту тему все-таки нужно.

Бурная полемика в соцсетях, развернувшаяся после появления арт-объекта «Я люблю Паклю», напоминает слоеный пирог: так много здесь всевозможных подтекстов. Кто-то подозревает инициаторов в заурядном пиаре. Кто-то считает, что установке арт-объекта должно предшествовать общественное обсуждение, которого в данном случае не было. Самые непримиримые противники новорожденной достопримечательности готовы обратиться в суд с требованием снести объект, как порочащий честь и достоинство жителей микрорайона Льнокомбината: они решительно не согласны воспринимать свою среду обитания в качестве какой-то вульгарной «пакли».
Честно говоря, я не сторонник конспирологических версий. Не сомневаюсь, что в добрых российских традициях люди «хотели, как лучше». А уж получилось так, как получилось: «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви» (А.С. Пушкин).
И здесь мы волей-неволей возвращаемся к набившему оскомину, но по-прежнему злободневному вопросу, что такое патриотизм истинный и мнимый. Ответ найти не так просто, как может показаться. Иной субъект буквально оглушит тебя восторженными эпитетами о родимой сторонке, о ее лесах и полях, березках и рябинках, а потом ненароком выяснится, что в свое время наш пламенный патриот «откосил» от армейской службы, что живет он явно не по доходам и отдыхает вместе со всей своей семьей не в любезной его сердцу российской глубинке, а на элитных курортах Доминиканы или Лазурного побережья Франции. Именно поэтому мне ближе суждение выдающегося русского мыслителя Петра Чаадаева, который говорил, что любовь к Родине прекрасна, но любовь к истине важнее. А истина заключается в том, что в арт-объекте с условным наименованием «Я люблю Паклю» нет ни настоящего патриотизма, ни настоящего искусства (а ведь слово art в переводе с английского означает именно искусство).
Если следовать классическим определениям, патриотизм предполагает содержательную и бескорыстную поддержку своей родины и своих сограждан, а искусство является отражением нашей внутренней тяги к прекрасному, эстетически выразительному, духовному.
Неудивительно, что некоторые заочные оппоненты арт-объекта рекомендуют не выбрасывать деньги на ветер, а вложить их в адресную помощь тем, кто особенно нуждается: старикам, беднякам, инвалидам. Что касается эстетической стороны вопроса, то здесь, как мне кажется, комментарии излишни. Если безликое конструктивистское признание в любви к «Пакле» считать искусством, то произведения неизвестных художников, украшающие любой забор, можно смело экспонировать в Третьяковской галерее…
Но, помимо социального и искусствоведческого, есть в этой истории еще один небезынтересный аспект. Мне не очень понятно, на каком основании вообще принимаются решения об установке в общественных местах тех или иных объектов «малой архитектуры»? Например, до сих пор не могу взять в толк, на кой ляд в нескольких сотнях метров от исторической Соборной площади поставили памятник мультяшной птице Говоруну, «отличающемуся умом и сообразительностью». Ассоциация со зданием Вологодского гос­университета, расположенным неподалеку, кажется мне изрядно притянутой за уши. С таким же успехом эту фантастическую птицу можно счесть рекламной приманкой для соседнего ресторанного комплекса…
Конечно, творческая деятельность не терпит шаблона и диктата. Как утверждал один из литературных героев, у каждого человека свой вкус: кто-то любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик. И если, скажем, моему хорошему знакомому захотелось установить во дворе своего загородного дома памятник кудрявому мальчику с умными глазами – юному Володе Ульянову, в будущем вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, – то это, вне всякого сомнения, его неотъемлемое право. Вволю наэкспериментировавшись с обобществлением всего и вся, наша страна, хвала Всевышнему, вернулась к священному принципу «privatе property» (частной собственности), по которому веками живет весь цивилизованный мир.
Но совсем иной вопрос, когда чей-то индивидуальный вкус навязывается всему обществу с использованием тех или иных инструментов давления, будь то статус, связи или деньги. Так, знаете ли, можно далеко зайти! Памятник «Я люблю Ветродуй» на площади перед Дворцом культуры ВПЗ – самое невинное, что пришло мне в голову. Среди публичных отзывов об арт-объекте есть гораздо более ядовитые.
Вот что, в частности, написал один из горожан: «Предлагаю установить в 25 метрах от желдорвокзала (ближе закон не позволяет) памятник мужикам, соображающим на троих. На постаменте надпись: «Приезжайте к нам на Бан, надеремся вдребадан». (Кто из вологжан не знает, что Баном в просторечии называют микрорайон, тяготеющий к площади двух вокзалов?)
В общем, простор для народного творчества откроется такой, что уши заранее скручиваются в трубочку…

Михаил Скляр

Фото yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть

Другие новости

Отдохни
​Девичий день или куриные именины?
Культура
​Елка Победы от юных вологжан
Блогосфера
​Ирина Горожанова: Культурный звонок
Общество
​Жители Бывалово две недели ждут обещанной встречи с мэром Вологды
Общество
Вологда попала в список городов с самыми доверчивыми жителями
Афиша
​15 ноября открытие выставки «Художника вечных льдов» Александра Борисова
Общество
​Прожиточный минимум пенсионера увеличится на Вологодчине
Отдохни
Праздник дня 14 ноября
Общество
​Недетские забавы
Афиша
​15 ноября спешите узнать об истории флота от Петра I до наших дней
Культура
​Кубинцы распевают советские песни с вологодским ансамблем «Гран-при»
Афиша
​15 ноября открытие выставки «Деревенская проза»