Рожденные в СССР

Советские фотоаппараты, игрушки, автомобили и мотоциклы – для всех нас это уже прошлое, но не для Артема Манчутина. Вот уже год, как во дворе собственного дома он открыл не музей – нет, Артем просит называть свою коллекцию ретроприютом, где собраны предметы советской техники, игрушки и автомобили.

– Для меня эпоха советских времен добрая, – говорит Артем. – Это наша история, наши воспоминания, которые, сохраняя сейчас, мы успеваем передать нашим детям и потомкам, ведь через пять лет этого всего не будет. Для многих с вещами из советского времени связаны приятные воспоминания, возможно, с родными и любимыми людьми, которых уже нет. Все выросли на советских игрушках, велосипедах, да и автомобиль был в семье один и на много-много лет, а не как сейчас, что у каждого своя иномарка и через пару лет люди ее уже меняют, продавая без сожаления.

Если отмотать время на 30 лет назад, вспомним, что в СССР коллекционированием занимался каждый второй. Мальчишки собирали марки, коробки от сигарет и банки от газировки, спичечные коробки и значки, монеты, девочки занимались чаще всего коллекционированием открыток, наклеек и фантиков от жевательных резинок, конфет. Для многих в то время это был неприкосновенный запас, который доставали время от времени и пересматривали с придыханием, а потом снова убирали в стол и закрывали на замок. Для советских детей это были настоящие сокровища.

Для взрослых тоже были свои предметы роскоши, например, автомобиль. О нем мечтали даже больше, чем о квартире, которую можно было получить и бесплатно. Ради автомобиля «Москвич» людям приходилось стоять в очереди 5-10 лет. Еще одним пределом мечтаний был цветной телевизор, хрустальная люстра и, конечно же, стенка.

Родом из детства

У Артема Манчутина было советское детство, как и у всех других, кто родился еще во времена СССР. Сначала маленький Артем коллекционировал модельки разных машин, а когда вырос, игрушечные машинки сменил на настоящие, правда, своей любви к родному автопрому не изменил. Просто модельки машин выросли вместе с Артемом.

– С самого детства отец мне дарил модели разных машинок, наши же жигули, москвичи, запорожцы, – вспоминает Артем. – Я играл, собирал, что-то и ломалось, но хранил их, берег каждую. А когда вырос, перешел на настоящие машины из СССР. Моя взрослая коллекция началась с «Запорожца», в старых советских фильмах он был везде, мне нравился, маленький, горбатенький такой, двери в другую сторону открываются. И тогда пришла любовь к этому делу. В наше время люди же мечтают, наоборот, о крутых иномарках, а меня всегда тянуло к нашим машинам, видимо, с детства прикипел к ним душой. После «Запорожца» был «Москвич», на котором я объехал половину России, побывал на всевозможных ретрофестивалях, посвященных раритетной технике. Да и сейчас я катаюсь на «Москвиче». Для кого-то дико ездить на такой машине, а я этим всем болею, живу.

А помнишь, как все начиналось

Еще одной его мечтой всегда был собственный дом. Чтобы осуществить ее, пришлось продать коллекцию машин. Их было немного, 12 штук всего, но расставался с трудом, понимал, что это вынужденная мера. Когда дом построили, коллекционирование не бросил и продолжил собирать дальше.

Машин становилось все больше и больше, вся округа была уставлена. Когда их число превысило 50, понадобилась дополнительная земля под них. Полтора года назад выкупил соседние 14 соток. Цена за участок была сумасшедшая, да и 20 лет на нем ничего не делалось, были джунгли. Пришлось выкорчевывать кусты, завозить подсыпку, и сейчас каждый день Артем везет сюда щебень, песок, асфальт, но приют ретротехники уже можно считать открытым.

– «Москвич» 1967 года выпуска, как в фильме «Бриллиантовая рука», – рассказывает Артем, – я забрал у мужчины, который его не продавал никому, так как автомобиль был памятью о любимом дедушке. А, например, инвалидная мотоколяска мне досталась вообще без пробега. Ее выдали дедуле, который пришел в «Спорттовары», чтобы от нее отказаться, такая ему была не нужна. Но время было другое: раз выделено, бери и уходи. Мотоколяску он получил и увез в Кувшиново, соседи срезали с нее мотор, и та провалялась под яблоней 23 года. Нам ее лишь пришлось полностью покрасить заново. Еще у нас есть «Волга», один в один, как была у Юрия Никулина, машина редкая. На ней ездил наш известный музыкант, дирижер Виктор Леонидович Кочнев. После она простояла в гараже 16 лет, туда даже никто не заходил. В советское время это была такая машина, которую нереально было купить. Из редких еще есть – «Опель Рекорд Олимпия» 1964 года, в живых таких машин осталось всего пять штук по России. Отдал дедушка из Шексны, стояла во дворе, дети всю изуродовали, были разбиты фары.

Кроме солидного ретропарка у Артема собрана огромная коллекция советских игрушек, а также есть коллекции значков, автомобильных номеров и даже почтовых ящиков.

– Педальных детских машинок у меня в коллекции пара десятков, сложно в цифрах уже называть, – рассказывает Артем. – Еще у меня есть стена из номеров со всех регионов России: с 01 и до 99. Вся страна на одной стене. Когда был маленьким, нашел номер от велосипеда, меня это так удивило, пришел к папе, показал, а он и поведал, что раньше и номера были у велосипедов, и права даже выдавались. Сейчас я собираю техдокументацию начиная с 30-х годов – это техпаспорта, номера, удостоверения различные. Номера собирал сначала старые, черные, желтые, белые, потом начал региональные коллекционировать. Все российские номера собрал за два года. Некоторые уже раритет, их не выдают: если раньше была Чечня 20-м регионом, то сейчас она 95-й регион. Даже у коллекционеров нет такой таблички. Номера вообще найти сложно. Из Бурятии мне один человек прислал 17 кг табличек, там у них утилизация происходит просто: привозят номера в мешках и выкидывают за гаражами. А ящики почтовые вовремя успел собрать, так как их ГОСТ был уничтожен, его сейчас нет. Собрал разных стандартов: сельские, городские, для внутренней почты, междугородней. Сейчас же никто не пишет письма, но я храню письма друзей, те, которые с армии остались, еще в коллекции есть немного марок, но их собираю без фанатизма.

В погоне за историей

Кстати, настоящей реставрацией автотехники Артем не планируется заниматься, говорит, хлопотно и дорого, он все же коллекционер, но техзону для восстановления машин планирует сделать в ближайшее время. Свое детище с музеем даже просит не сравнивать, называет приютом, так как слишком разные цели у этих двух заведений.

– Сейчас ни минуты нельзя медлить, многое уничтожается, – с горечью говорит Артем. – Можно заниматься одной машиной или мотоциклом год, реставрация – это всегда долго. Только покрасить – не проблема, самое главное, чтобы они все были комплектные, к нам же зачастую попадают перебитые, без фар, стекол, колпаков, без ничего. При этом заведутся многие машины и сейчас, большинство приехали своим ходом. В ближайшее время будем восстанавливать автомобиль почты «ЕРАЗ» и гэдээровский микроавтобус «Баркас». И мы не торгуем этими машинами и ретровещами, а привозим в наш музей, где они навсегда остаются на своем месте. Кто-то говорит, что такие машины выглядят топорно, что в советское время их производили, как попало, но ничего подобного. Все было сделано качественно, иначе бы эти машины столько бы не простояли. К тому же раньше люди относились к технике аккуратно, бережно, не гоняли больше 60 км/ч. Жизнь была спокойная, размеренная, на выходные ездили за грибами, ягодами, не было такого ритма, в каком мы сейчас живем. Всем всего хватало.

Приходите в гости

По профессии Артем водитель, работает на одной из автобаз. Он признается, что поддерживать и пополнять коллекцию непросто, зарплаты не хватает. В его увлечении помогают друзья, знакомые, поступают и добровольные пожертвования. По словам коллекционера, работа в ретроприюте идет 24 часа семь дней в неделю, планы грандиозные: благоустройство территории, установка видеонаблюдения, участие в городских мероприятиях. И в приют к Артему люди едут из всех городов России, чтобы вновь окунутся в те времена, где прошло их детство.

– В прошлом году в приют приезжали из 14 городов, все посетители находили меня в интернете. Двери открыты всем, вход бесплатный, – отмечает Артем. – Сейчас на очереди на выкуп стоят 12 машин. Например, в Огарково меня ждет машинка ТУМ – это тротуароуборочная техника – маленькая, смешная трехколесная со щеткой, ножом и пескоподачей. Таких всего было выпущено 600 штук. В Вологде она работала на стадионе «Динамо», потом ее передали в «Труд», когда он закрылся, машину списали, а один человек ее выкупил и сохранил. Еще три такие машины стоят в музее в Эстонии, в Подмосковье и в Сочи. А на День города мы будем делать для вологжан экспозицию «советский туризм», привезем туда прицеп «Скиф», аппарат для газводы и телефонный аппарат. Но постепенно отхожу от участия в городских мероприятиях, власти нас не поддерживают, хотя регулярно обращаются за экспозицией ретровещей для городских мероприятий.

На неделе Артем работает, а вот в выходные двери приюта открыты всем желающим. Говорит, рад принять всех и провести экскурсию, главное, чтобы было время и погода позволяла.

– Найти нас просто, «ВКонтакте» есть группа с одноименным названием «Приют старой техники в Бурцево», там можно найти меня и узнать мой телефон, – говорит Артем. – Так что жду всех желающих и любопытных в гости, а также буду рад любой помощи в воссоздании той эпохи, которая от нас все больше и больше отдаляется. Только в наших руках сохранить ту часть истории, в которой прожили несколько наших поколений.

Марина Пантина

Фото Михаила Трапезникова

Поделиться
Отправить
Класснуть

Другие новости

Отдохни
В мужской день еда по-мужски
Общество
Старый новый мэр
Спорт
Череповецкий боец стал лучшим в японском фехтовании
Общество
Мамы с детьми любят отдыхать в Великом Устюге
Блогосфера
Артем Карапетов. Новые детские кумиры: Почему дети променяли детей капитана Гранта на Гарри Поттера
Афиша
21 ноября спектакль «Такие дела»
Отдохни
Праздник дня 19 ноября
Общество
Деду Морозу пишут дети, взрослые и собаки
Общество
Эксперту моды подарили череповецкую брошь
Афиша
​21 ноября пройдет Всероссийская олимпиада «Символы России. Спортивные достижения»
Криминал
В 10 раз увеличилось количество мошенничеств с банковскими картами на Вологодчине
Общество
«Красивые» госномера будут продавать через портал госуслуг