Чтоб сказку сделать пылью...

Кто-то из великих назвал Россию сказочной птицей Феникс, которая не единожды погибала, но всякий раз возрождалась из пепла.

Сравнение яркое и правдивое, когда мы говорим о прошлом своей Родины. Вопрос в том, сможем ли мы сберечь этот вдохновенный образ для будущих поколений?

...Один из моих любимых фильмов советской эпохи – «Экипаж» режиссера Александра Митты, вышедший на экраны в начале 80-х годов прошлого века. Хотя любой профессиональный летчик скажет, что чудеса, которые вытворяли в аварийной ситуации члены «киношного» экипажа, в реальности невозможны. Обеспечить взлет реактивного авиалайнера ТУ-154 вместимостью до 180 пассажиров практически без разгона, свободной рулежкой по изувеченной землетрясением взлетно-посадочной полосе – фантастика в чистом виде. А ведь это только начало невероятных приключений, обеспечивших «Экипажу» 70 миллионов зрителей в первый же год проката. На горящем аэродроме злосчастный самолет получает пробоину корпуса и поломку руля высоты, и летчики вынуждены ремонтировать воздушное судно прямо на лету, прорубив стенку воздухозаборника и выкарабкавшись наружу при скорости самолета минимум 260 км/ч (при меньшей скорости лайнер такого типа просто упал бы). И после всего этого кошмара экипаж ухитряется долететь до Москвы и посадить самолет в условиях непогоды, потеряв хвост летательного аппарата, но сохранив жизни всех, кто был на борту.

Сказка? Похоже на то. Но миллионы зрителей смотрели фильм, затаив дыхание (часто не по одному разу), будучи уверены, что такое могло происходить в действительности. Больше того: многие не сомневались, что сюжет «Экипажа» основан на реальных событиях! И в этом нет ничего удивительного: в ту пору авторитет советской авиации был исключительно высок, а мастерство наших авиаконструкторов, инженеров и летчиков во всем мире ценилось воистину на вес золота…

Но вот прошло без малого сорок лет, и российский режиссер нового поколения Николай Лебедев решил повторить победоносный полет первого «Экипажа».

Надо сказать, что в таланте этому кинематографисту не откажешь. Достаточно вспомнить два из десяти фильмов Николая Лебедева – «Волкодав из рода Серых псов» и «Легенда № 17», которые в годы своего выхода на экраны стали лидерами проката. Исполнители главных ролей тоже не нуждаются в рекламе: Владимир Машков и Данила Козловский – одни из наиболее ярких звезд на небосклоне современного российского кино. И спецэффекты, использованные при съемках нового «Экипажа», – выше всяких похвал. Никакого сравнения с примитивными игрушечными самолетиками, исполнявшими в старом «Экипаже» роль ТУ-154 на разных этапах борьбы за выживание. Да что там говорить, если фильм Николая Лебедева – второй в истории российского кино, который снят на основе сверхсовременной технологии IMAX (первым стал «Сталинград» Федора Бондарчука). Благодаря экрану в форме полусферы IМAХ обеспечивает зрителю максимально глубокое погружение в события по ту сторону кадра.

Казалось бы, этот «продвинутый» ремейк старого фильма обречен на успех. Но как бы не так! «Экипаж»-2 потерпел болезненное фиаско в прокате, оставшись на скромном 47-м месте среди всех фильмов, вышедших на российские экраны в 2016 году. Сборы в кинотеатрах едва окупили затраты на съемки, гонорары актеров и маркетинг картины.

Парадокс? Не думаю. Я смотрел оба фильма и имею возможность сравнивать. Так вот, второй фильм, в отличие от первого, не вызывает доверия к происходящему. В этом случае даже указание на то, что фильм снят на основе реальных событий, не вызвало бы у здравомыслящих зрителей ничего, кроме язвительной усмешки. И дело не в том, что сцена эвакуации пассажиров из одного летящего самолета в другой не имеет ничего общего с техническими возможностями современной авиации: самолет, летящий вторым, неизбежно попал бы в аэродинамический след впереди летящего и потерял управляемость. Именно по этой причине при отправлении самолетов из аэропорта вылета предусмотрен минимальный временной интервал: для тяжелых воздушных судов он составляет от двух минут и выше.

Но я повторяю: дело не в художественных преувеличениях, допущенных сценаристом. Проблема глубже: слишком большой путь по лестнице, ведущей вниз, проделала репутация нашей гражданской авиации за прошедшие сорок лет.

Конечно, катастрофы на воздушном транспорте случались всегда и везде. Кстати, абсолютным лидером по числу авиапроисшествий с человеческими жертвами является самая высокотехнологичная держава мира –США (за последние полвека в катастрофах на воздушном транспорте погибло свыше 10 тысяч пассажиров американских авиакомпаний). Однако СССР и его правопреемник Российская Федерация занимают в этом страшном рейтинге весьма заметное второе место: порядка семи тысяч погибших в результате авиакатастроф. И это абсолютные цифры, которые создают не вполне объективную картину. Если учитывать тот факт, что число регулярных пассажирских авиарейсов в США почти в десять раз превышает аналогичную цифру в России, то нетрудно понять, что по числу жертв на душу населения мы являемся непревзойденными мировыми лидерами.

Однако и это не главное. В большинстве стран мира, не исключая слаборазвитые государства Африки, ситуация с безопасностью полетов последовательно улучшается. Россия – одно из трагических исключений. В топ-10 самых страшных авиакатастроф последних лет три трагедии – на нашем «лицевом счету»…

Последний случай в аэропорту Шереметьево, где в катастрофе пассажирского суперджета «Сухой» погиб 41 человек из 78, наглядно продемонстрировал типовые признаки наших ЧП, связанных с авиатранспортом.

На кадрах, запечатлевших момент драматической посадки самолета, четко видно, что воздушное судно с полными баками горючего смачно плюхается на полосу и скользит по ней в гордом одиночестве, оставляя за собой огненный след. Машины службы спасения и неотложной медицинской помощи в зоне визуального контакта отсутствуют. Несмотря на то, что командир экипажа около двадцати минут беседовал с диспетчером на вышке, запрашивая экстренную посадку.

Чего здесь больше – непрофессионализма экипажа, диспетчеров, сотрудников МЧС? Или того национального свойства, которое именуется раздолбайством? Наверное, всего понемногу. Но признаться в этом открыто – все равно что подписать приказ об увольнении целой кучи высокопоставленных должностных лиц – начиная от руководителей Росавиации и кончая начальником медсанчасти Шереметьево, который средь бела дня проворонил «момент истины».

Не потому ли нас так усиленно «угощают» альтернативными версиями событий в стиле «Деточкин, конечно, виноват, но он не виноват»? А в качестве виноватых выступают то молния, которая подожгла самолет (к слову, такого не случалось с 1963 года). То производители суперджета «Сухой», доселе считавшегося одним из самых надежных самолетов в мире: за восемь лет эксплуатации с суперджетами случилось всего два происшествия с человеческими жертвами. То сами пассажиры, которые якобы полезли за чемоданами вместо того, чтобы дать деру…

Расследование трагедии в разгаре. Но вне зависимости от его итогов можно с горечью констатировать, что прославленная песня про авиацию со словами «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – это уже не про нас. Сегодня нам более свойственно превращать сказку в пыль.

Михаил Скляр

Фото yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть

Другие новости

Отдохни
​Девичий день или куриные именины?
Культура
​Елка Победы от юных вологжан
Блогосфера
​Ирина Горожанова: Культурный звонок
Общество
​Жители Бывалово две недели ждут обещанной встречи с мэром Вологды
Общество
Вологда попала в список городов с самыми доверчивыми жителями
Афиша
​15 ноября открытие выставки «Художника вечных льдов» Александра Борисова
Общество
​Прожиточный минимум пенсионера увеличится на Вологодчине
Отдохни
Праздник дня 14 ноября
Общество
​Недетские забавы
Афиша
​15 ноября спешите узнать об истории флота от Петра I до наших дней
Культура
​Кубинцы распевают советские песни с вологодским ансамблем «Гран-при»
Афиша
​15 ноября открытие выставки «Деревенская проза»