Будем живы

В Вологде в последние полтора года резко увеличилось число аварий с детьми до 16 лет. В этом же году единственная «детская» авария со смертельным исходом произошла у ТРЦ «Мармелад». В апреле там погиб 12-летний школьник: мальчик рванул через дорогу на красный свет. Какие особенные слова подобрать для детей, чтобы они не стали героями дорожной хроники, – об этом наш материал.

Ребенок на дороге может выступать в трех возможных «ипостасях» – пешехода, водителя (самоката, велосипеда, кто постарше – мопеда), либо пассажира автомобиля или автобуса. Но самая распространенная роль, как и у взрослых, конечно, пешеход.

Идем пешком

– Родителям нужно запомнить одну простую вещь: ребенок, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, – визуал, он будет в первую очередь смотреть на вас и стараться повторять ваши действия, – рассказал старший инспектор пропаганды городского отдела ГИБДД Никита Василенко. – Когда мы беседуем с первоклассниками в школах, оказывается, что сами правила дорожного движения они знают не хуже взрослых, но они очень хорошо помнят, как их нарушают родители.

Самое главное действие, которому, по словам инспектора, нужно научить ребенка перед переходом дороги, – остановиться и только потом начинать стандартный в этих случаях набор действий (посмотреть в обе стороны, убедиться, что нет приближающихся машин, дойти до середины, осмотреться еще раз и закончить переход – подробнее см. инструкцию ниже). Также следует помнить, что дети не способны оценить скорость едущего автомобиля и не делают поправку на то, что за ним может находиться другая машина.

– По моему опыту, почти сто процентов аварий на пешеходных переходах с детьми происходят так: один автомобиль замедлился, ребенок переходит дорогу, в этот момент из-за первой машины вылетает вторая и сбивает пешехода, – говорит Василенко. – Мой совет: не пытайтесь «разжевать» детям всю систему организации дорожного движения. Для ребенка должны существовать всего два сигнала: «красный человечек» – переход запрещен, «зеленый человечек» – разрешен. Помните, что даже на скорости 20-30 км/ч

машина способна нанести серьезные травмы, а также убить человека. Взрослый это, как правило, понимает, ребенок – нет. На мой взгляд, с детьми этот момент нужно проговорить. Может быть, они будут немного напуганы, но зато – живые и невредимые.

Едем на автомобиле

Всего за весь прошлый год, по статистике ГИБДД, в городе произошло порядка 80 аварий, в которых пострадали дети до 16 лет (один мальчик погиб). За четыре месяца 2019-го таких ДТП 16 – примерно вровень с прошлогодними показателями. За последние полтора года цифры заметно выросли: так, за 2017 год в городе случилось чуть более 50 таких аварий, то есть почти вдвое меньше. И нередко основная вина лежит на родителях, особенно в тех случаях, когда ребенок пострадал, будучи пассажиром в автомобиле.

– Здесь опять важен личный пример, – поясняет Никита Василенко. – Был случай в одной из школ, куда мы пришли с беседой, – девочка сказала, что мама никогда не пристегивается в машине, пока не увидит полицейских. Ребенок проецирует на себя отношение родителей к безопасности.

Как утверждает инспектор, даже самого капризного мальчика или девочку можно приучить пристегиваться в машине, если проявить немного твердости.

– Можно, например, сделать так: вы выезжаете в кино, в театр, к бабушке с дедушкой – в общем, туда, куда ребенок очень хочет попасть. Но если он отказывается пристегиваться, то просто разворачиваете машину и едете обратно домой. Мы провели такой эксперимент в семье, где девочка не хотела пристегиваться ни в какую – со слезами, криками, жалобами, что неудобно. Возвращаться пришлось четыре раза, на пятый – пристегнулась. Обычно двух-трех раз хватает, чтобы дети все поняли, а потом это входит в привычку, – рассказал полицейский.

Кроме того, сотрудники ГИБДД дают несколько рекомендаций, где именно должен находиться в машине ребенок. Этих положений вы не найдете в правилах дорожного движения, но, тем не менее, в реальной ситуации на дороге они могут спасти детям жизнь.

– Самое безопасное место – на заднем сиденье по центру, при условии, что ребенок пристегнут ремнем и через плечо, и в районе поясницы, – объясняет Василенко. – Далее идет место сразу за водителем, место за передним пассажиром, и самое опасное – рядом с шофером на переднем сиденье. Совет: если вы за рулем, никогда не возите ребенка рядом с собой. Дело в том, что, когда водитель стремится уйти от столкновения на дороге, он обычно выкручивает руль влево. И если увернуться не удалось, основной удар, как правило, приходится именно на правое переднее пассажирское сиденье.

Велосипед или автобус

Заслуживают внимания, по словам инспектора, еще две ситуации, в которых дети предоставлены на дороге сами себе: за рулем своего велика или вновь пассажиром, но уже в общественном транспорте. Как говорят инспекторы, перед тем, как купить своему чаду даже самокат, родителям нужно задуматься, где ребенок будет кататься.

– Оптимально в этом случае – не выпускать его на дорогу, а отвести на стадион или в парк, или учить пользоваться велосипедными дорожками – там, где они есть, – поясняет Никита Василенко.

И хотя формально велосипедисты могут ездить по проезжей части, полицейские обращают внимание на то, что, оказавшись в потоке транспорта, даже взрослый и подготовленный человек в первые минуты может быть дезориентирован. Подросток же зачастую не знает, как ездить по правилам, и рискует растеряться, запаниковать – а это чревато серьезными последствиями на дороге. К тому же велосипед, мопед, скутер – самые незащищенные и травмоопасные виды транспорта, и любое падение может привести к травмам. Поэтому, помимо прочего, нужно позаботиться о дополнительных средствах защиты для ребенка – шлеме, перчатках, наколенниках и налокотниках.

В общественном транспорте главных опасностей – две: во-первых, риск травмироваться при резком торможении, когда шофер пытается избежать аварии, во-вторых, посадка в автобус или выход из него.

В ГИБДД советуют разъяснить детям следующие правила:

- ждать общественный транспорт только на остановке, а если ее нет, то на тротуаре или обочине, в любом случае – подальше от проезжей части;

- заходить в автобус только тогда, когда он полностью остановится, независимо от того, открыты двери или нет;

- крепко держаться за поручни в салоне;

- уступить место пожилым и больным людям – не только из вежливости, но и из практических соображений: при резком торможении им тяжелее удержаться на ногах;

- не отвлекать водителя и не пытаться открыть двери на ходу;

- заранее подготовиться к выходу, чтобы не спешить, а выйдя из транспорта, не бросаться на другую сторону дороги, а искать пешеходный переход.

Андрей Паутов

Поделиться
Отправить
Класснуть