Джентльмены без сдачи

Осатаневший череповецкий детина вышвырнул из автобуса женщину-кондуктора.

Случай отвратительный, нет слов. Мужчина, поднявший руку на женщину, по определению не имеет оправданий, что бы ни спровоцировало его поведение. И все-таки при всей одиозности этого чрезвычайного происшествия я почему-то не сомневаюсь, что оно получит неоднозначные оценки в обществе.

Кто-то будет искать корень зла в правовом нигилизме наших сограждан, которые привыкли полагаться не на силу закона, а на закон силы, как самый незамысловатый способ разрешения конфликтов.

Эта проблема действительно существует, и решать ее должно не только государство в лице своих образовательных, информационных и правоохранительных институтов, но и общество в целом. Ведь каждый из нас кровно заинтересован жить в безопасном мире, где тебе и твоим близким не угрожает ни циничный отморозок с ножом, ни шайка дерзких подростков, ни пьяный идиот за рулем автомобиля. И как бы скептично мы ни относились к отдельным представителям власти, решать проблему безопасности нам придется сообща с ними, иначе будет еще хуже. Если, скажем, мы скрываем известную информацию о совершенных, готовящихся или просто возможных преступлениях только потому, что не доверяем полицейским, то рано или поздно сами можем оказаться жертвами «улиц разбитых фонарей».

Но это не единственный способ взаимодействия граждан и власти в борьбе за общественную безопасность. Как ни печально, мы должны быть готовы к ограничению гражданских свобод: если считать проявлением свободы бесчинства по отношению к другим людям. Записывающее устройство, зафиксировавшее инцидент с кондуктором в Череповце, – один из способов такого ограничения. Конечно, не очень приятно, когда за тобой подглядывают, когда тебя подслушивают и особенно когда тебя записывают незнакомые люди с неизвестными целями. И все же эта форма контроля самим фактом своего существования сдерживает сограждан с неуравновешенной психикой или глубокими провалами в воспитании. Есть такой фразеологизм: «Не за страх, а за совесть». Так вот, когда совесть бездействует, поневоле приходится брать в союзники страх…

Как вы понимаете, это взгляд с одной стороны «баррикад». Есть и взгляд с противоположной стороны. Ведь вряд ли найдется опытный пассажир общественного транспорта, который хотя бы однажды не сталкивался с некоторыми особыми свойствами характера людей, работающих кондукторами. Подчас возникает ощущение, что эта профессия является «синекурой» для энергетических вампиров, получающих необъяснимое удовольствие от конфликтов с пассажирами. Причем повод неважен. К всплеску враждебности со стороны кондуктора может привести крупная купюра пассажира, на которую у кондуктора не нашлось сдачи. Или заданный кондуктору вопрос, почему он не объявляет остановки, создавая неудобства пассажирам, которые редко пользуются этим маршрутом. Или просто тот факт, что ты стоишь в проходе на пути у кондуктора, потому что не умеешь парить в воздухе.

А уж если, убереги Боже, кто-то не может расплатиться за билет (иногда забыв деньги или проездной, иногда попросту не имея ни того, ни другого), – жить не захочется не только одному конкретному пассажиру, а всему салону. И неважно, идет ли речь о ветхой старушке, беременной женщине или первокласснике, на которого навьючен тяжеленный ранец. Кондуктору платят не за человечность, а за «обилечивание» пассажиров.

Неудивительно, что в СМИ и соцсетях то и дело возникают дискуссии о том, нужны ли вообще кондукторы в общественном транспорте. Не лучше ли укрепить службу контролеров и синхронно с этим развивать формы безналичной оплаты проезда? Тем более что ни в одной европейской стране кондукторов в городском транспорте нет уже как минимум полвека.

Михаил Скляр

На фото: За секунду до происшествия, собравшего миллион просмотров в интернете...

Фото yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть