Неестественный отбор

Вологодским творцам современного хендмейда (рукоделия) отказали в участии в Международном фестивале «Город ремесел» (0+). Причиной отказа стало положение фестиваля. В нем сказано, что в этом году участвуют только те мастера, кто работает в традиционных техниках народных промыслов. По мнению организаторов фестиваля, хендмейд к таковым отнести нельзя.

Международный фестиваль народных промыслов «Город ремесел» пройдет в Вологде 14-16 июня в шестой раз. На него соберутся мастера из 40 регионов России, а также из Германии, Белоруссии, Армении, Эстонии и Узбекистана. На участие в конкурсе поступило более 350 заявок, в ярмарке – около 540.

Цифры внушительные, но немало заявок организаторам пришлось отклонить. Мастера в недоумении: почему все предыдущие годы брали без особого разбору, не отказывая никому, мест хватало всем, и вдруг все резко изменилось? И почему некоторые заявки от мастеров современных видов творчества все же были одобрены?

Обида

Объявление о приеме заявок на участие в фестивале было опубликовано еще в феврале. Мастера по заведенной давней традиции подали заявки сразу и начали подготовку, но пришедшие в мае отказы удивили всех. Для большинства хендмейдеров городские мероприятия подобного формата – единственный способ заработать вне сезона. На таких фестивалях они обычно находят новых почитателей своего рукоделия, да и просто показывают свое творчество.

К тому же эта ситуация наводит на серьезные опасения, что и на День города в торговые ряды не смогут многие попасть. У городских властей запланирован на этот день гастрономический фестиваль, фермерская торговля, и хендмейд тоже окажется вне формата праздника. Фактически вологодские рукодельники остаются без денег, так как больше в Вологде крупных фестивалей не предвидится.

Елена Георгадзе – мастер по декупажу. Это техника декорирования различных предметов, когда вырезанный рисунок с салфетки или декупажной карты приклеивается к предварительно подготовленному изделию и далее все покрывается лаком. Так украшают многое: от бутылок, шкатулок и ваз до мебели.

Елена занимается хендмейдом уже 15 лет, вспоминает, что, когда вышла на пенсию, ушла с головой в творчество. Признается, что в этом году впервые получила отказ в участии в городском культурном мероприятии. Хотя заявку на участие в «Городе ремесел» подала в числе первых, еще в 20-х числах февраля.

– У меня полностью ручная работа, сама пилю доски, сама их крашу, как наклеить салфетку без морщин на изделие, знаю не один способ, – рассказывает Елена. – Далеко на фестивали мне не уехать, тяжести нам с мужем поднимать нельзя, поэтому ездим только в пределах Северо-Запада. Нам, пенсионерам, ведь любой доход – хорошее подспорье. Когда пришел отказ, звонить не стала. Выяснять, почему отказали, унижаться не буду. Не спорю, что в конкурсе должны участвовать только лучшие мастера, представляющие народные промыслы, но в ярмарке же могут участвовать все те, кто делает ручную работу. Декупаж еще в XVI веке рабочие использовали в изготовлении мебели. Это тоже традиционное ремесло. Работы в этой технике есть в Эрмитаже. Мы с мастерами всегда во всех городских мероприятиях участвуем. Я езжу в Кириллов, Тотьму, Белозерск на Дни города, и там берут совсем символическую плату за участие. В Липин Бор всегда приглашают на День рождения Золотой рыбки, потом на День района, и везде все хорошо покупают. Сейчас поеду в Ростов на фестиваль «Живая старина». Нам никто никогда не отказал в участии, наоборот, ждут, приглашают, и никто не говорит, что нас там видеть не хотят. А к нашему фестивалю и его руководству много вопросов. Почему так серьезно сокращают количество участников, к чему все это ведет? Непонятно также и заявление о нехватке мест мастерам. Куда делось все то оборудование – лавки, шатры, палатки, – которое закупалось ранее? Опять набрали тех, кто будет торговать китайским товаром? В прошлом году торговали турецким штапелем и платьями, которые сшиты не в народном стиле. Также видела, как девушки продавали домовят изо льна, по 50 и 100 рублей, с надписью на упаковках «made in china». Вот этим, значит, можно торговать, а нас не взяли?! Я даже в качестве гостя не пойду на фестиваль, лучше на дачу уеду.

Не формат

Рукодельница Лидия Деркач – инвалид первой группы и уже 10 лет занимается бисероплетением. Делает цветы и деревья из бисера. В фестивале «Город ремесел» участвует уже не первый год, полученный отказ считает дискриминацией.

– Обидно, что в Москве оценили мои работы, а в Вологде нет, – говорит Лидия. – Я являюсь номинантом Международной премии «Филантроп», это премия для инвалидов. Мои работы пользуются спросом, это не китайский ширпотреб, я делаю все своими руками. Когда пришел отказ, я написала организаторам, спросила причину, пришел ответ, что мои работы – не формат для фестиваля. Также в ответе было предложение снова оставить заявку, и тогда, мол, меня поставят в резерв на участие, если останутся свободные места. Хотя если сейчас не взяли, то зачем давать еще одну надежду. И я не стала подавать заявку. За несколько лет участия в фестивале у меня образовался свой постоянный круг покупателей, они приезжают целенаправленно на «Город ремесел» из Сыктывкара, Архангельска, ищут меня и мои работы и покупают по 4-5 моих изделий.

Не нужны

Вологжанка-рукодельница Ирина Ларина тоже возмущена произошедшим. По мнению девушки, летом и так не сезон, продажи на нуле. Чтобы как-то выжить, хендмейдеры участвуют во всех городских фестивалях и праздниках, и по опыту прошлых лет, никому нигде не было отказов.

Сама Ирина уже несколько лет занимается мыловарением, делает красивые букеты из мыла, которые так похожи на настоящие цветы. Да и забавные мыльные сувениры – ее творения на ярмарках разлетаются за несколько часов.

– Мне безумно обидно за тех мастеров, которым отказали. У них хорошие, качественные работы, – с сожалением говорит Ирина. – Мы идем на фестиваль от безвыходности, летом торговли нет нигде. В интернете не вариант продавать, сейчас не сезон, и мы надеемся на эти фестивали и праздники, что там сможем заработать. С этих мероприятий я ухожу с нормальной выручкой и могу дотянуть до предновогоднего сезона, когда люди начинают заказывать мыло на подарки родным и близким. У мыловаров сезон заканчивается 10 марта, а начинается 1 ноября. Мастера, которые готовились к «Городу ремесел», но не попали на него, фактически остались без денег. Слова руководства фестиваля, что хендмейд – это ерунда, для нас оскорбление. Таким людям вообще не место в культуре. Мы не претендуем на участие в рядах, уже оформленных для мастеров народных промыслов. Если бы нам выделили только место, сказали, какие шатры, столы, скатерти нужны, в какой цветовой гамме, мы бы согласились и стали участвовать.

Ирина Ларина, сама того не ведая, отразила общее мнение мастеров, причем и традиционщиков, и тех, которые творят в техниках хендмейда. И оно сводится к нескольким простым тезисам. Фестиваль задуман для ремесленников. Все должны иметь возможность попасть на этот праздник, показать себя народу. Неважно, какой уровень мастерства. Цель действа в том и состоит, чтобы начинающие учились у опытных, чтобы все мастера получили поддержку.

И предложение Ирины об отдельной площадке тоже разделяет большинство ее коллег. По общему мнению, пусть эта территория будет под открытым небом, необязательно с палатками, но чтобы все желающие могли там разместиться. А нынешняя ситуация создана в обиду мастерам и перечит миссии фестиваля.

Мест нет

– Вспыхнувшая обида среди мастеров хендмейда для руководства фестиваля стала полной неожиданностью, – говорит художественный руководитель МАУК «Центр культурного развития города Вологды» Вера Манык. По ее словам, одобрить все заявки в этом году не было возможности, так как концепция фестиваля определена: участвуют народные промыслы, изделия, выполненные только в традиционных техниках.

– Фестиваль международный, необходимо провести его на самом высоком уровне, – подчеркивает Вера Александровна. – Принять участие могут мастера народных художественных промыслов, мастера-ремесленники, все, кто занимается изготовлением своих изделий вручную и в традиционных техниках, а также творческие коллективы, предприятия, изготавливающие изделия по традиционным технологиям и занимающиеся традиционными видами ремесел. У мастеров с современным хендмейдом работы не соответствуют этим требованиям. Вологжан, которым пришел отказ в участии в ярмарке, – всего 15 человек. Мы никому не нахамили, не нагрубили, пытались спокойно объяснить по телефону, почему так складывается, почему отказ. Часть заявок от мастеров хендмейда мы одобрили, но нам не отследить, какие в реальности они делают работы, качественные ли. Когда мастера подают заявку, они высылают фотографию, по которой мы произведем отбор, а когда начнется фестиваль, мы можем увидеть совершенно другую продукцию. Что касается претензий по поводу палаток с китайской продукцией, таким участникам будет отказ. Об этом я слышала от предыдущих организаторов. Если мастер заявился с изделиями из бересты, а приедет с другой продукцией, мы откажем в участии и вернем оплату. Нечестность и непорядочность встречаются.

Еще важный момент с резервным списком. Сейчас у нас идет работа по сверке и наличию всех документов у участников, чьи заявки одобрены. Звоним, просим выслать недостающие документы, и выясняется, что к нам передумали приезжать, сославшись на семейные обстоятельства. Плохо, что люди не считают нужным позвонить и предупредить об этом. В итоге освобождается место, а у мастеров из резервного списка появляется шанс на участие.

Все пропало

Предприниматель, мастер народных художественных промыслов и хранитель усадьбы Спасское-Куркино Николай Сайкин резко высказался на своей странице в социальных сетях о разразившемся скандале: «Вспоминать все промахи и проколы мэрии вокруг мастерового народа можно долго. Обидно, что замечательные мастера оказались брошены в своих реальных планах по развитию в Вологде народного промысла и ремесла. Обидно, что самый удачный, яркий и ставший любимым и популярным праздник уже не только для всей Вологодчины в современной истории практически потерян, потерян для большого количества мастеров. Может быть, в сравнении с прошедшим фестивалем 2018 года современные цифры и ошеломляющие. Однако приведу реальные цифры фестиваля 2017 года под руководством старой команды «Резного палисада»: 908 участников фестиваля; 608 участников ярмарки; 442 участника конкурсных программ; 41 регион присутствовал на «Голосе ремесел»; 935 конкурсных работ.

В этом году не на шаг, а на целый лестничный пролет вниз. Уверен, что и теперь со старой командой фестиваль гремел бы на всю Европу. В связи с последними скандалами для многих понятно, что утрачивается сама суть фестиваля, где главным лицом должен быть человек-мастер, человек-творец. Все очень печально...»

Букашка без бумажки

– Мастер народных промыслов – это тот человек, у которого есть удостоверение, выданное в Вологодской области или в другом регионе Российской Федерации. По положению фестиваля, участвовать в конкурсе и ярмарке могут только такие мастера, – пояснила начальник Управления культуры и историко-культурного наследия Вологды Елена Доможирова.

Также Елена Владимировна отметила, что на конкурс работы отбирает Экспертный совет фестиваля, состоящий из «лучших искусствоведов Вологды». И задача фестиваля выявить мастеров народных промыслов – продолжателей традиций.

– Конкурс – это стратегическая задача, которую ставит Президент, – сохранить традиционную народную культуру, – подчеркивает Елена Доможирова. – Скрапбукинг, квилинг, декупаж – таких народных промыслов не существует. Есть федеральный закон, где прописано, что представляет собой изделие народных художественных промыслов, поэтому мы придерживаемся этих нормативно-правовых актов. Выставку конкурсных работ мы выводим в этом году на новый уровень, обеспечивая полную сохранность изделий и возможность их увидеть во всей красе. Работы будут экспонироваться в художественном отделе Вологодского музея-заповедника, формированием экспозиций займутся профессиональные музейные работники. Кроме того, в этом году у нас также принято решение отдельно провести «Город ремесел» и День города. Тогда ярмарочная торговля для мастеров будет. Мы стремимся, чтобы наш конкурс в профессиональном сообществе страны был на высочайшем уровне, чтобы были представлены лучшие мастера России и зарубежья.

Как сообщает пресс-служба администрации Вологды, сейчас экспертный совет отбирает изделия на конкурс. Победителей выберут в восьми номинациях: «Женские ремесла», «Женские ремесла. Костюм», «Валенки и валяные изделия», «Гончарные изделия. Керамика», «Художественная обработка дерева, столярное и токарное дело, плетение из традиционных материалов», «Кузнецы и ювелиры», «Роспись по дереву и бересте», «Хранить традиции». Обладатель «Гран-при» получит приз мэра города Вологды – 100 тысяч рублей.

Хлеба и зрелищ

В каждой из конкурсных номинаций запланированы шоу-программы и мастер-классы. Кузнецы на глазах у публики выкуют медали для победителей. Резчики по дереву сделают деревянные скульптуры. Впервые гости праздника увидят резьбу по камню. Для этого сейчас заготавливаются бетонные блоки по особой технологии. Гончары из Рязани слепят из глины и тут же проведут обжиг композиции, придуманной специально к Году театра. Это будет кочевая кибитка с актерами. Также пройдет шоу-акция «Чудо-театр»: мастера по росписи в течение трех дней будут расписывать театральную ширму, которая в дальнейшем будет передана одному из творческих коллективов для сценических постановок.

В фестивальные дни будет звучать много музыки. Приглашены артисты, которые работают в этностиле. 14 июня флагманом церемонии открытия станет московская кавер-группа «Пятеро» вместе с оркестром «Перезвоны». На фестивале выступят рок-группа «Живица», группа «Ива Нова», работающая в стиле этноэкстрим, этнофольк-группа «Yoki» и певица Юта.

15 июня Театр костюма и народных промыслов «Сарафан» из Великого Новгорода покажет коллекции реплик традиционного национального костюма, а также современных российских дизайнеров одежды.

В Кремлевском саду уже по традиции развернется детская площадка, где будут представлены работы конкурса «Ремесло. Дети» и акции «Город. Ремесло», а также состоится отдельная концертная программа.

На фестивале предусмотрена гастрономическая площадка «Вкусно поедим», где будут представлены фермерские продукты и блюда национальных кухонь, приготовленные представителями различных диаспор.

Марина Пантина

Фото cultinfo.ru, vk.com