Взрослые игры

DevGAMM — самая большая конференция для профессионалов игровой индустрии стран СНГ совсем недавно отшумела в Москве. Стенд основанной в Вологде компании Playrix, по обыкновению, был одним из самых ярких. И удивляться нечему: разработчики компьютерных игр, которые родом из провинции, входят в тoп-10 крупнейших мобильных игровых компаний в мире и являются лидерами в СНГ. Это подтверждает и Bloomberg Billionaires Index. Сотрудники этого всемирно известного агентства составили список долларовых миллиардеров, в который попали двое вологжан — основатели Playrix Игорь и Дмитрий Бухманы.

Три части «Атлантиды», Township, Fishdom и другие «игрушки» от вологжан входили в число самых популярных развлечений «геймеров» со всего мира, особенно на Западе. В интервью «Медузе» и другим вологодским и российским изданиям (в том числе и «Нашей Вологде») Бухманы рассказывали об истории своего успеха и принципах работы компании – мы постарались собрать самые любопытные моменты.

Первый заработок

37-летний Игорь и 34-летний Дмитрий Бухманы выросли в обычной вологодской семье. Отец – ветеринар, мама – сотрудник отдела кадров на ПЗ. Первый компьютер, как говорят братья, им подарил дед примерно в 1996-1997 годах. Чуть позже появились знаменитые приставки «Денди», впрочем, как утверждают сами новоиспеченные миллиардеры, завзятыми «геймерами» или компьютерщиками они не были: играли, пытались что-то программировать, но не более чем в качестве хобби. Первым шагом к будущему делу стала учеба Игоря на отделении прикладной математики в тогдашнем ВГПУ.

– Там был прогрессивный преподаватель, который уже имел опыт продажи своих программ через интернет. Мы решили, что нам это тоже очень интересно, захотели попробовать. Я окончил первый курс, а Дима – 9-й класс, и мы впервые подключили себе интернет – ночной безлимит. Мы не думали делать бизнес, просто хотели написать какую-то программу и выложить ее в сеть, – поясняет Игорь.

Парни решили сделать игру, которую можно было бы продавать через интернет по схеме, которая часто применяется и в наши дни: какое-то количество времени – бесплатно, а потом, если понравится, – доплатить и купить полную версию. Опыт оказался удачным: за месяц – четыре покупки и первые 60 долларов заработка.

Братья продолжали улучшать игру, вскоре их доход составил уже порядка 100 долларов в месяц – для сравнения, их родители в пересчете на американскую валюту получали примерно по 200. Для второй игры Бухманы уже могли позволить себе нанять художника, который заметно улучшил графику, а также прикупить второй компьютер. Причем весь процесс шел в обычной комнате вологодской квартиры, где жили братья. И только в 2004-м, получая уже порядка 10 тысяч долларов в месяц, вологжане решились на создание собственной студии. Сейчас они признаются, что в тот момент даже не очень представляли себе, что делать с деньгами.

– Единственное, что вспоминается, – к окончанию университета в том же 2004 году я купил машину. Но не какую-то нормальную, а подержанную «Ладу 21099». Хотя мог заработать на нее меньше чем за месяц, – говорит Игорь.

Итоги кухонных посиделок

Кстати, «Наша Вологда» стала одним из первых СМИ, написавших о перспективной студии в октябре 2006 года. Незадолго до этого у братьев Бухманов вышла игра «Тайны Атлантиды» – именно она и ее продолжения «Возвращение Атлантиды» и «Зов Атлантиды» (2007 и 2008 год соответственно) принесут вологодским разработчикам мировую известность. Первая версия игры представляла из себя этакий «тетрис наоборот», но с древнегреческим, римским и вавилонским колоритом.

– Абсолютно новых идей, как мне кажется, единицы, всегда что-то с чем-то «скрещиваешь». Вопрос в том, насколько удачно это получится. Мы выбрали стиль ancient («старина», или «древность», по-английски. – Прим. авт.) Почему именно Атлантида? Просто сидели всей командой на кухне, перебирали варианты. Даже не помню, чья именно была идея, но всем понравилось, – рассказывал тогда «Нашей Вологде» Игорь.

«Зов Атлантиды», или «Call Of Atlantis» в англоязычном варианте, в апреле 2010 года получил американскую премию «iParenting Media Awards» наравне, к примеру, с «Пиратами Карибского моря» студии Уолта Диснея. До 2009 года «Плейриксы» выпустили в общей сложности порядка 30 игр, к тому времени заработки компании, как утверждают сами Бухманы, достигли 5-6 миллионов долларов в год. Стремительно рос и штат, причем, как и сейчас говорят отцы-основатели, в поиске сотрудников они ориентировались в основном на Вологду – «здесь очень много талантливых ребят».

– На старте было четыре человека, включая нас. Сначала арендовали несколько комнат на книжном складе, где пару месяцев бегали крысы, пока их не вытравили. Года два так проработали, потом нас стало 10-15, еще через два-три года – под 100. Сначала меняли офисы, а потом уже построили свой, – вспоминает Дмитрий.

Вологодские мы

Внутреннюю «кухню» своей компании Бухманы афишировать не очень любят, как и доходы. Здесь, пожалуй, остается только поверить «Блумбергу», оценившему нынешнее состояние каждого из братьев в невероятную для Вологды цифру – 1,4 млрд долларов. Что интересно, несмотря на мировую известность, Игорь и Дмитрий долгое время не спешили никуда перебираться из Вологды.

– Я бы не сказал, что мы такие уж патриоты, но и обратного сказать тоже нельзя. Мы остались там просто потому, что родились и жили там. Понимаете, мы никогда даже не думали, что когда-нибудь уедем из Вологды. Для нас жить в Вологде было нормой. Да и в целом я не считаю, что переезд в Москву – это что-то обязательное, – рассказывает Дмитрий.

Однако работу в вологодском офисе компании (он работает и сейчас, хотя место официальной штаб-квартиры поменялось – об этом чуть ниже) построили по вполне европейским стандартам. К примеру, «Плейриксы» почти полностью отказались от принципа нормированного рабочего дня: в компании посчитали, что у творческих людей — особый режим, поэтому прийти на работу можно и попозже, главное, чтобы все было выполнено в срок.

Нормой для Playrix была и есть работа на «удаленке», ведь при современных возможностях интернета торчать целый день в офисе вовсе не обязательно. Для русскоязычных сотрудников предусматривались курсы английского (основные «потребители» игр Бухманов – по-прежнему с отрывом американцы), если художник талантлив, но не имеет специального образования – его отправляли изучать основы классического рисунка. Широко практиковались всевозможные корпоративные развлечения, занятия спортом.

– У нас, в принципе, очень дружная команда, и нам приятно не только работать, но и проводить вместе свободное время. Часть мероприятий организовывается по инициативе руководства компании: классические корпоративы, курсы английского, спортивные мероприятия – футбол, волейбол, йога. Однако часть событий происходит по инициативе сотрудников. Например, кто-то предлагает поиграть в лазертаг или пейнтбол, и все соглашаются. В одно лето мы каждую неделю играли во фрисби, ездили кататься на лошадях, – рассказывала в интервью ресурсу iphones.ru ведущий специалист Мария Иогман.

В Европу и обратно?

Тем не менее, Бухманы в конечном счете перевели свой бизнес за рубеж – сейчас штаб-квартира компании расположена в столице Ирландии Дублине. Как утверждают братья, не только успех стал двигателем переезда из Вологды. Отчасти это решение связано с желанием пожить в другой атмосфере. Немалую роль сыграли и проблемы, связанные с земельным участком на улице Путейской, где находится их офис.

– В России бывает, что проблемы возникают там, где их быть не должно, – признается Игорь. – Мы купили землю под офис за три или четыре миллиона рублей. Построили фундамент, а потом оказалось, что человек, который продал нам ее, этой землей не владел. Она принадлежала и городу, и одновременно нам, потому что наш продавец как-то так сделал, что в государственных органах все документы о купле-продаже зарегистрировали. В итоге мы второй раз купили эту землю, иначе нам пришлось бы просто сносить все построенное. Человека, который продал нам землю, в итоге не нашли.

На сегодняшний день в компании работают порядка 1100 человек, а общая аудитория игр вологодских разработчиков перевалила за 30 миллионов. По итогам 2018 года Playrix заняла девятое место в мире среди компаний-издателей игр на мобильных платформах. У братьев 15 офисов в странах СНГ и в Ирландии, тем не менее, по их словам, в будущем они рассматривают вариант с возвращением в Россию.

– Главное, наверное, в том, что мы поняли – нам больше всего близки и понятны русскоязычные люди. Хотя когда я уезжал, думал, что очень отличаюсь ментально, и мне будет комфортнее где-то на Западе. В общем, что-то чисто эмигрантское. В целом в будущем, когда мы снова будем размышлять о том, где жить, точно подумаем и о России. Сто процентов, – говорит Игорь Бухман.

Мария Дмитриева

Поделиться
Отправить
Класснуть