Время дилетантов

Деградация системы просвещения продолжается. Возможно, в скором времени в наших школах можно будет преподавать без диплома о высшем образовании.

Если бы эта информация появилась не в «Парламентской газете», которая является официальным органом Федерального Собрания РФ, то ее вполне можно было бы счесть за банальную «дезу». Но публикация в столь авторитетном издании, да еще и со ссылкой на вице-премьера правительства страны Татьяну Голикову, заставляет отнестись к сообщению с максимальной серьезностью. И лишний раз убедиться в том, что обдумывать последствия своих решений не «до того», а когда эти последствия уже наступили, – любимая забава наших власть имущих!

Конечно, дефицит педагогов ощущается, особенно на селе. Несмотря на то, что в Российской Федерации с разной степенью эффективности функционируют 111 вузов педагогического профиля, которые ежегодно выпускают около 130 тысяч педагогов. К этому можно добавить большое количество военных училищ и академий, которые, по сути, готовят тех же педагогов, только в офицерской форме. Не закрыта дверь «в учителя» и выпускникам других вузов – юридических, экономических, технологических, психологических, музыкальных, спортивных. Да вообще любых – были бы у человека соответствующие знания и желание преподавать. Проблема лишь в том, что условия работы, уровень вознаграждения и бремя ответственности педагогов слишком тяжелы для того, чтобы за рабочими местами в школе выстраивались очереди.

Казалось бы, усилия правительства должны быть направлены на то, чтобы повысить привлекательность педагогического труда. Но оно выбирает иной вариант: если не хватает дипломированных педагогов, откроем дорогу недипломированным!

Боюсь, из этой затеи не выйдет ничего хорошего, кроме плохого, как говорят одесситы. Ситуация в нашей системе школьного образования и без того далека от идеала. По индексу, который раз в несколько лет рассчитывается Организацией Объединенных Наций, уровень среднего образования в России занимает весьма невзрачное для великой державы 32-е место в мире. В этом отношении мы уступаем не только всем государствам Евросоюза, США, Японии, Австралии, Канаде и другим передовым странам Запада и Востока, но даже ряду бывших «братских республик» СССР – Литве, Эстонии, Латвии, Белоруссии, Грузии (и всего на несколько мест опережаем Украину и Казахстан).

Подобная оценка наших достижений в сфере просвещения, которая сама по себе не радует, становится совершенно невыносимой, если вспомнить о том, какой путь по лестнице, ведущей вниз, мы проделали за последние десятилетия. Ведь еще в 80-е годы система школьного образования в Советском Союзе была одним из признанных мировых лидеров: в то время индекс ООН ставил нас на 4-5-е место наряду с Германий, Голландией, Австрией и Швейцарией. США тогда и рядом с нами не стояли!

А вот теперь подумаем и постараемся честно ответить хотя бы самим себе: будет ли допуск недоучившихся студентов к системе обучения школьников способствовать укреплению позиций России в мировом образовательном рейтинге? Не знаю, как вы, а я в это не верю и не поверю. Потому что дилетанты не могут готовить профессионалов, дилетанты могут готовить только дилетантов…

Михаил Скляр

Фото yandex.ru