Бескрылый век

В областной столице, похоже, как не было полноценного авиасообщения, так и не будет. Решение о реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта в Вологде на федеральном уровне не получило поддержки.

Вологда

Вологодский аэропорт был построен в 1978 году. Тогда он стал одним из первых провинциальных аэродромов в стране, который благодаря посадочной полосе длиной в 1350 метров смог принимать современные самолеты ЯК-40.

В конце 70-х аэропорт Вологда был связан прямым сообщением с Москвой, Ленинградом, Ригой, Мурманском, Петрозаводском, Архангельском, Симферополем, Куйбышевом, с 13 областными центрами и 28 городами и населенными пунктами Вологодской области.

– Помню, как я, немного, конечно, подкопив денег, мог взять билет и улететь на выходные к Черному морю, – вспоминает известный вологодский краевед, историк Александр Сазонов. – Билет не то чтобы очень дорого стоил. Летали многие.

С тех пор прошло сорок лет. Сегодня АО «Вологодское авиа­предприятие» принадлежит Департаменту имущественных отношений Вологодской области. Его уставный капитал составляет 77 миллионов рублей. И он остается тем же аэропортовым комплексом образца 80-х. Старый авиапарк насчитывает сегодня пять тех же самолетов Як-40. Только нет ни рейсов на Ригу, ни на Симферополь.

Три раза в неделю вологжане летают в Москву, два раза в неделю – в Санкт-Петербург. И самым привычным делом для вологжан-путешественников стали перелеты во Внуково, Домодедово и Шереметьево. 8 часов до столицы, плюс 4-6 часов в ожидании рейса.

Короткая «взлетка» просто не позволяет принимать среднемагистральные самолеты. Собственных денег на дорогостоящую реконструкцию у области нет. Вот разве что в июне этого года решили переделать старый закрытый буфет в туалет, чтобы немногочисленным пассажирам было комфортней.

Череповец

Конечно, отправляясь в заграничье, гораздо удобней не ездить в столицу России, а отправиться ближе – в Череповецкий район. Здесь расположен международный аэропорт, который эксплуатирует сегодня авиапредприятие «Северсталь».

Ему повезло больше, чем вологодскому. Построенный в 1981 году аэропортовый комплекс через десять лет стал структурным подразделением Череповецкого металлургического комбината. В мае 2002 года было создано частное предприятие ООО «Авиа­предприятие «Северсталь», стопроцентным владельцем которого с учредительным капиталом в 988 миллионов рублей является компания Алексея Мордашова.

С 1999 по 2006 год «Северсталь» на собственные средства полностью модернизировала и сам аэропортовый комплекс, и взлетно-посадочную полосу. Сейчас аэропорт принимает среднемагистральные самолеты.

27 сентября 2011 года распоряжением Правительства РФ аэропорт города Череповец получил статус международного. В 2018 году авиапарк компании «Северсталь» пополнился новыми воздушными судами: тремя «Суперджетами».

Сейчас из Череповца организованы рейсы на черноморские курорты в Анапу, Геленджик, Сочи и в Крым. Самолеты летают в Аппатиты, Калининград, Петрозаводск, Мурманск, Екатеринбург, Ухту, Москву, Санкт-Петербург. Есть прямые рейсы в Болгарию, Финляндию.

Однако далеко не каждый вологодский турист может позволить себе летать с «домашней» авиакомпанией. Билет в Сочи только в одну сторону стоит 12 500 рублей, в Анапу чуть больше 10 тысяч рублей, Москву – 9300 рублей за 50 минут полета. О семейном путешествии для двух взрослых и двух детей со средним достатком в 50 тысяч рублей на семью не может быть и речи.

Полет на Черное море в обе стороны будет стоить семейному бюджету 63 тысячи рублей. Для сравнения, полет на Кипр авиакомпанией S7 на новейшем «Боинге» в обе стороны той же семье обойдется в 42 тысячи рублей.

Великий Устюг

На самом деле положению жителей Великого Устюга не позавидуешь. Уже три года в городе с 30-тысячным населением нет никакого сообщения, кроме автобусного. Самолеты туда не летают, поезда перестали ходить в 2016 году.

Одно время АО «Федеральная пассажирская компания» организовывало мультимодальные перевозки пассажиров из Великого Устюга. Сначала автобусом их везли до станции Котлас, а потом поездом в Москву.

Однако в 2016 году железнодорожники посчитали, что с января по июнь таким образом перевезли не больше 250 человек, и маршрут закрыли. Теперь сообщение работает только в новогодние каникулы, когда в город едут туристы.

Добираться до железнодорожного вокзала в Вологде зачастую приходится частными трансферами. При этом многие попросту опасаются за свою жизнь: случаев массовой гибели пассажиров таких нелегальных маршруток предостаточно.

До января 2019 года в Великий Устюг летал самолет ЯК-40 авиакомпании «Северсталь», поскольку и здесь с советских времен есть только одна взлетно-посадочная полоса, рассчитанная на прием именно этих самолетов.

Это был сложный рейс Москва – Череповец – Великий Устюг. Зато дешевый. Из Великого Устюга в Череповец можно было добраться меньше чем за час, а стоимость билета, если покупать его заранее, составляла порядка 2600 рублей.

Сегодня аэропорт закрыт на реконструкцию. По плану она должна начаться еще в 2017 году, однако стартовала только сейчас, после выделения из федерального бюджета 1 миллиарда 100 миллионов рублей.

Конкурсные процедуры завершились в ноябре 2018 года. Генеральным подрядчиком выступает вологодское ЗАО «Горстройзаказчик». На первом этапе предполагается удлинение взлетно-посадочной полосы до 1850 метров и ее расширение до 40 метров. Также в планах устройство рулежной дорожки, реконструкция мест стоянок воздушных судов, замена светосигнального оборудования и установка автоматического радиопеленгатора.

Эти работы будут завершены в 2020 году, что позволит Великому Устюгу принимать самолеты вместимостью до 100 человек. И это не отечественный «Сухой суперджет».

– Сейчас идет речь о том, чтобы еще удлинить эту полосу, – пояснил нам заместитель губернатора Вологодской области Виктор Рябишин. – Дело в том, что проект реконструкции полосы в Великом Устюге рассматривался до появления этого нового самолета и просто не был на него рассчитан. Сегодня – другие реалии, поэтому мы сделаем все возможное, чтобы еще продлить полосу. Перспективы для этого есть.

По расчетам Департамента международных, межрегиональных связей и туризма, это позволит увеличить турпоток на родину Деда Мороза до 10 тысяч человек к 2027 году.

А как же Вологда?

Как же мы – жители областной столицы, население которой согласно стратегии- 2020 через 10 лет должно увеличиться до 340 тысяч человек?

В апреле на форуме «Северное измерение» в Санкт-Петербурге Правительство Вологодской области озвучило планы по реконструкции аэропорта в областной столице. Согласно этим намерениям аэропорт Вологды должен быть реконструирован к 2021 году с расширением и удлинением взлетно-посадочной полосы, после чего он будет способен принимать среднемагистральные самолеты.

Начало финансирования разработки проекта по реконструкции аэропорта в областной столице планировалось обсудить на очередной сессии Законодательного собрания Вологодской области. Однако… такого вопроса в повестке сессии не было. По словам заместителя губернатора Вологодской области Валентины Артамоновой, финансирование работ пока не утверждено.

Как пояснил нам начальник Департамента дорожного хозяйства и транспорта Правительства Вологодской области Андрей Накрошаев, финансирование реконструкции с удлинением полосы не получило одобрение в Москве. Таким образом, будет ремонтироваться уже существующая полоса длиной в 1350 метров.

– Будет ремонт, а не удлинение, – подтвердил нам и генеральный директор АО «Вологодское авиапредприятие» Валерий Жоголев. – Но одобрено обновление авиапарка. Это остается в силе.

Таким образом, пока о полетах к морю из родного аэропорта вологжанам остается только мечтать.

Как стало известно «Нашей Вологде», сейчас Правительство намерено предпринять еще один шаг: отремонтировать взлетную полосу, а затем передать ее в федеральную собственность. По аналогии с обходом Вологды. И только в этом случае можно ожидать, что в ближайшие 10 лет и у нас в Вологде будут приземляться большие современные самолеты из теплых стран.

– Без полноценного аэропорта наш город просто не выполняет функции областной столицы, – уверен краевед Александр Сазонов. – Финансировать такой важный инфраструктурный объект по остаточному принципу просто нельзя. Тем более если мы каждый день говорим о потоке туристов и включаем в экономику туристическую отрасль. Отсутствие полноценного регулярного авиасообщения с федеральным центром, с регионами России в XXI веке – это нонсенс.

Анна Маслухина

Фото yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть