От Петрушки до Шекспира

Масштабный театральный форум прошел в Вологде. Он стал одним из самых крупных событий Года театра в регионе. О новом взгляде на театр XXI века уже говорили в городах-миллионниках: Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Сочи. Вологда – первый провинциальный город, удостоившийся чести проводить столь значимое для театральной общественности событие.

Везде не успеть

По своей сути театральный форум – это глобальная площадка для обмена опытом и учебы, причем для самых разных театральных профессий и служб: актеров, режиссеров, драматургов, хореографов, бутафоров, художников, гримеров. Около 300 участников из 38 театров СЗФО съехались в Вологду, чтобы обсудить профессиональные проблемы, поделиться опытом, принять участие в мастер-классах и тренингах, продвинуть законотворческие инициативы.

В Вологодском театре для детей и молодежи, Вологодском драматическом театре, театре кукол «Теремок», Доме актера имени Семенова и в областной библиотеке с утра до вечера кипела жизнь. Работники театров сетовали, что не успевают всюду, где хочется: пока в одном месте шел тренинг по актерскому мастерству, в другом учили писать пьесы или продвигать театры в интернет-пространстве.

Где-то замахивались на глобальное и обсуждали концепцию развития театрального дела в России, а где-то учили, как сделать пищик и как использовать его в театре Петрушки (пищик – специальный инструмент, который меняет голос актера, делает его звучание забавным. – Прим. ред.). Форум не делил своих участников на «важных» и «неважных», настоящая театральная демократия выразилась в том, что все были равны и все нашли себе компанию по интересам.

Ни вместе, ни врозь

Открытие форума проходило в Вологодском театре для детей и молодежи. Это не было фееричным действом, обстановка носила рабочий характер, и в зале сидели не обычные зрители, а люди, имеющие к театру непосредственное отношение.

Открывал форум заместитель председателя центрального СТД Геннадий Смирнов, сразу же заговоривший о наболевшем: об отсутствии в России закона о культуре в целом и о театре в частности. И подходить к работе в театре, как к любой другой трудовой деятельности, неправильно. Театр – не сфера услуг, не бизнес, «затачивать» его на обслуживание населения губительно. При этом коммерчески провальные «самовыражения» режиссеров, не интересные зрителю, – тоже грустная история. На форуме пытались найти золотую середину, хотя, конечно, большинство вопросов так и остались риторикой.

Многих собравшихся в Вологде представителей регио­нальных театров волновал вопрос реорганизаций. В нескольких соседних регионах – например, в Новгороде и Пскове – театры объединяли с другими учреждениями культуры.

В Новгороде в результате появилось учреждение с милым (другие называют его жалким) названием «НОТКА» (Новгородское областное театрально-концертное агентство). Эта вывеска объединила местную филармонию, киносервис, Дом народного творчества и один из старейших драматических театров России – Новгородский академический театр драмы имени Достоевского.

В Псковской области возник схожий гибрид – Театрально-концертная дирекция, соединившая областную филармонию с двумя региональными театрами – драматическим и театром кукол.

Процессы реорганизаций переживались театрами чрезвычайно болезненно, о чем свидетельствуют многочисленные статьи в СМИ и петиции, размещенные в интернете.

– Популярное слово «оптимизация», которое, если вдуматься в его суть, должно улучшать положение театров, на деле его ухудшает, – заметил Геннадий Смирнов.

Слухи об объединении театров (то ли драмтеатра с ТЮЗом, то ли ТЮЗа с театром кукол) упорно ходили и в Вологде, но на открытии форума замгубернатора Вологодской области Олег Васильев однозначно опроверг их, заявив, что никаких реорганизаций театральных учреждений в нашем регионе не проводилось и не предвидится.

Еще одной хорошей новостью для театралов стало известие о планирующемся выпуске Российской театральной энциклопедии, куда войдут все региональные театры страны. Первый том – от «А» до «И» – выйдет уже к концу этого года, и в него точно попадут три вологодских театра – Драматический, ТЮЗ и «Теремок».

Рок, Шекспир и куклы

Еще один смелый эксперимент, который, пожалуй, мог осуществиться только в рамках подобного театрального форума, – кукольная индастриал-опера по мотивам шекспировского «Короля Лира». Ее создала в Вологодском театре кукол команда творческого объединения «Таратумб» из Москвы совместно с российскими рок-музыкантами и актерами «Теремка».

В роли Лира выступил один из самых загадочных и зловещих фронтменов отечественного рока, исполнитель главной роли в легендарном рок-мюзикле «TODD» группы «Король и Шут» Роберт Остролуцкий. За музыкальную составляющую отвечали «классический виолончелист с неклассической судьбой» Александр Козловский, поразивший зрителей звуками сделанной по специальному заказу электровиолончели, крепящейся к поясу, и барабанщик легендарной группы «Коррозия металла» Александр Ящер.

Дочерьми Лира на время стала мужская часть труппы «Теремка», позволившая одеть себя в латекс и поставить на каблуки. За три дня участники создали получасовой эскиз, соединивший индустриальный мир с миром кукол, солиста с масками и пластическим перформансом.

Эксперимент вышел настолько интригующим, что директор Вологодского театра кукол Елена Бухарина не исключила, что подобная постановка может в скором времени появиться в репертуаре «Теремка».

Драматургия – профессия психопатов

Театральный форум решал профессиональные задачи и проходил почти незаметно для широкого зрителя. Но некоторые его события были доступны и для обычной публики. Например, лаборатория конкурса новой драматургии «Ремарка», в рамках которой проходили читки новых пьес современных драматургов в исполнении актеров вологодских театров.

Цель «Ремарки» – познакомить театры с современной драматургией, а драматургам дать возможность увидеть свои пьесы на сцене. Конкурс, задуманный режиссером и продюсером Олегом Липовецким несколько лет назад, сейчас стал самым известным в России. В нем участвуют русскоязычные пьесы со всей страны, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.

У конкурса нет финансирования, поэтому его финалы проходят в разных городах – там, где его могут принять. (К слову, Вологда в 2015 году уже становилась местом проведения финала конкурса.)

Пьесы из шорт-листа «Ремарки» активно ставятся в разных театрах страны. Например, пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска», этой весной поставленная в Вологодском драмтеатре, несколько лет назад сначала стала победителем «Ремарки», а позже принесла драматургу «Золотую маску».

В рамках нынешнего театрального форума прошли читки шести пьес, ставших финалистами «Ремарки» в этом году. Читки, конечно, не полноценные спектакли, но и не простое чтение по бумажке: в течение недели под руководством режиссеров – как вологодских, так и приезжих, – актеры разбирали свои роли, расставляли акценты, репетировали мизансцены.

В итоге получились интересные работы, которые не стыдно было показать и на зрителя. А некоторые эскизы – как, например, «Настоящее неопределенное время» по пьесе молодого драматурга Полины Бородиной в постановке тоже молодого режиссера из Санкт-Петербурга Юлии Каландаришвили – стали почти готовыми спектаклями и буквально просились в действующий репертуар ТЮЗа.

Половина пьес, представленных на читках, были ориентированы на подростковую аудиторию: в театрах спектакли для этого возраста – большая редкость. Названия у пьес часто тоже были колоритные: к примеру, «Зомби выпьют вашу кровь» посвящена проблемам современных школьников.

Спецпроектами «Ремарки» стали лекции известных театроведов и театральных критиков Павла Руднева и Кристины Матвиенко. А драматург Полина Бородина в течение трех дней проводила мастер-классы по написанию пьес. Несмотря на свою молодость, Бородина уже является зрелым автором: ее пьесы становились победителями множества драматургических конкурсов и ставились во многих театрах страны.

– Драматургия – это профессия для психопатов, которые хотят оставаться милыми людьми, – эту реплику Бородиной по достоинству оценили начинающие драматурги. Актеры, режиссеры, костюмеры, гримеры и бутафоры высказывание на себя примерили и тоже не стали отрицать.

Любовь Александрова

Фото cultinfo.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть