Дедушка?

Ситуация вокруг великоустюгского Дома Деда Мороза приобретает все более таинственный характер: прямо как в сказке. Знать бы только, что у этой сказки будет счастливый конец!

За двадцать лет своего существования вотчина Деда Мороза не раз привлекала повышенное внимание общественности. Сам по себе этот факт не плох и не хорош: такова, наверное, судьба любого незаурядного проекта.

А в том, что этот проект обладает поистине волшебным потенциалом, трудно сомневаться. Именно благодаря вотчине маленький северный городок Великий Устюг прославился на всю страну. И пусть тот бурный поток туристов, которые посещают финскую деревню Санта-Клауса, нам пока еще и не снится, интерес к вотчине Деда Мороза достаточно высок.

До презентации этой обители главного зимнего чародея говорить о туризме в Великом Устюге можно было разве что с иронией. До 1999 года ежегодное число туристов исчислялось несколькими тысячами человек. Количество устюжан, работающих в сфере туризма, не превышало сотни. По уровню безработицы и средним доходам экономически активного населения Великоустюгский район был одним из областных аутсайдеров.

Открытие вотчины Деда Мороза привело к фантастическому росту упомянутых показателей. В лучшие годы уходящего десятилетия турпоток достигал 200 тысяч человек, численность персонала, работающего в сфере туризма, увеличилась до 2,5 тысячи человек, безработица на территории района сократилась вдвое, а рост душевых доходов с учетом индекса инфляции превысил средние показатели по Вологодской области.

На столь привлекательном фоне вотчина переживала настоящий бум новостроек. Практически каждый год был ознаменован появлением какого-то нового объекта: Академии Деда Мороза и Почты Деда Мороза, Тропы сказок и Зоосада, Кузницы и детского пансионата…

В 2012 году впечатляющий перечень пополнился Домом моды Деда Мороза. К сожалению, мне не довелось побывать на этом необычном предприятии фэшн-индустрии, но отзывов слышал и читал предостаточно: в абсолютном большинстве они были сугубо позитивными. За семь лет на базе заурядной мастерской, обшивающей самого Дедушку и его сказочную свиту, возник многопрофильный центр моды, включающий компактную швейную фабрику, экспозицию одежды героев зимних сказок, помещение для проведения дефиле мод, детскую творческую студию с несколькими десятками талантливых юных воспитанников.

Этот интерактивный объект пользовался устойчивым спросом у посетителей вотчины (не говоря уже о том, что здесь было трудоустроено около сотни устюжан). И вдруг новость, прозвучавшая, как гром среди ясного неба! Дом моды реорганизуется, утрачивая «защищенный» статус областного учреждения культуры и приобретая частного собственника.

На самом деле, как оказалось, новостью это назвать нельзя. Руководитель КВЦ «Дом моды Деда Мороза» Вера Воробьева сообщила, что «дорожную карту» по ликвидации своего детища она получила еще в августе прошлого года. Но, как это часто бывает с творческими людьми, согревала себя надеждой на то, что этого не может быть, потому что быть не может. «Эффективность, рентабельность, профессиональный менеджмент – эти слова знакомы нам не понаслышке, –написала Воробьева в группе «Дома моды Деда Мороза» в «ВКонтакте». – Мы всегда тщательно относились к тому, что делаем… Вся работа вотчины зависела от нас: встреча и расселение туристов, содержание и обслуживание территории, безопасность и охрана труда, постройка новых объектов и ремонт старых, и еще тысячи запросов от администрации, департаментов правительства, СМИ, коммунальщиков, финансистов, контролеров… Нам не хотелось верить, что нас ликвидируют!» И в качестве неутешительного постскриптума: «Последняя неделя все перевернула с ног на голову, и многие с трудом понимают – где правда, а где ложь…»

Но случилось то, что случилось. И нам с вами остается лишь поразмышлять над некоторыми нюансами этого события.

Нюанс первый. Насколько вескими были экономические причины для реорганизации госучреждения культуры в частное предприятие? Конечно, с точки зрения классической политэкономии частный бизнес эффективнее государственного. Но в нашей стране, по выражению Владимира Высоцкого, «все не так, все не так, ребята». Неспроста даже в таких «беспроигрышных» отраслях, как нефтедобыча, удельный вес государства медленно, но верно растет, а удельный вес частного капитала постепенно сокращается. Ничуть не лучше обстоят дела и в других сферах отечественной экономики: доля частного сектора в общем экономическом обороте снижается уже пять лет подряд. И ведь это так называемая реальная экономика, которая обладает куда большими возможностями для успешной «самореализации», нежели сфера культуры. В нашей стране культура во все времена оставалась на плаву только благодаря государственному участию – пусть и не слишком щедрому, но все-таки стабильному. Даже кинопроизводство, где правят бал независимые продюсеры и режиссеры, не в состоянии существовать без финансовых инъекций государства. А уж небольшое учреждение культуры, расположенное на краю земли, куда не ходят поезда и не летают самолеты, где лютый зимний хлад перемежается с обильными наводнениями, – лично я не верю в возможность успешного автономного плавания такого утлого суденышка в бурном рыночном море. Одно из двух: либо оно чуть раньше или чуть позже разобьется о рифы и затонет, либо оно уплывет в неизвестном направлении, прихватив с собой ценный груз и высадив экипаж на необитаемый остров…

Нюанс второй. Почему власть так часто запаздывает, объясняя людям мотивы своих действий? «Не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском преферансе», – говорил по аналогичному поводу суперагент Штирлиц, а этот человек, как вы помните, не привык попусту бросаться словами. Если бы откровенный разговор с сотрудниками Дома моды состоялся заблаговременно, если бы им честно сказали, что «правила игры» меняются и кто-то из них сможет остаться, а кому-то придется подыскать другое место работы, – мне кажется, не было бы такой нескрываемой обиды со стороны людей, которые честно и профессионально выполняли свою непростую работу.

На днях такой разговор все же состоялся. Заместитель губернатора области Олег Васильев встретился с коллективом теперь уже бывшего областного учреждения культуры и заверил участников встречи, что никто из них в результате реорганизации не пострадает. Что ж, лучше позже, чем никогда…

А вообще, скажу честно, можно позавидовать говорящим конфеткам из рекламного ролика, которые столкнулись с Дедом Морозом и остолбенели от неожиданности: «Он настоящий!» Для начала я бы поинтересовался у старика, почему он недостаточно серьезно заботится о своем имидже, допуская такие некрасивые истории на собственной родовой территории? Что скажешь, дедушка?

Михаил Скляр

Фото yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть

Другие новости

Афиша
​Выставка «Русский театр в фотографиях конца XIX – начала XX века»
Общество
​Новый закон может поссорить дачников
Спорт
​Юные череповчанки вошли в список лучших спортсменов страны
Общество
​Туристический рай: какие страны привлекают путешественников
Экономика
​Новые ограничения на продажу спиртного планируют ввести в России
Погода
Прогноз погоды на 17 сентября
Отдохни
Гороскоп на ​17 сентября
Общество
Оформить ДТП можно через смартфон
Общество
​Вологодская область может занять второе место в конкурсе National Geographic
Культура
​Череповецкий режиссер приглашает на «Последний рывок»
Отдохни
​Мексиканский соус Гуакамоле
Спорт
​Кубки вологодского веломарафона уехали в Иваново и Санкт-Петербург