Я б в водители пошел – пусть меня научат

Вопрос, какую выбрать автошколу для получения водительских навыков, теперь в Вологде не актуален. Рейтинг автошкол составила городская Госавтоинспекция. Лучшие в начале списка, аутсайдеры – в конце. Для некоторых владельцев учебных заведений рейтинг стал фактически смертным приговором.

Есть те, кто считает рейтинг коррупционным документом, и те, кто не видит предпосылок для его создания, и те, кого удивляет, почему его составлением занялась ГИБДД. Кроме того, владельцы авто­школ озвучивают и еще одну версию, что таким образом кто-то борется против их бизнеса, пытаясь убрать неугодных.

Но в ГИБДД на все эти сомнения отвечают немногословно и емко: рейтинг был создан по приказу МВД. И потом – низкий уровень обучения в автошколах ежедневно подтверждают результаты экзаменов на получение прав, которые плохо подготовленные водители сдают многократно.

Предпосылки

В топ рейтинга попадают только те автошколы, в которых самый большой процент сдающих экзамен с первого и второго раза, внизу списка оказываются те, у кого по нулям.

– Мы стали искать источник проблемы низкого процента сдачи экзаменов с первого раза, – рассказывает начальник регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по г. Вологде Иван Лапов. – Только 8,47% человек от общего количества кандидатов сдают экзамен сразу. Этот коэффициент ничтожный, хотя в Вологде стабильно работает 29 автошкол. Если бы автошколы выдавали все положенные часы практики, то многие курсанты сдавали бы с первого раза, и у нас не было такой очереди на пересдачу. Зимой этот ком рос, рос и перевалил за 1000 человек. Естественно, сроки пересдач затянулись, и люди начали жаловаться. Кроме того, наши сотрудники в ответе за тех, у кого приняли экзамен. Инспектор-экзаменатор несет за водителя полную ответственность в течение двух лет. Если происходит авария, у нас проводятся по этим ДТП проверки, насколько верно, честно и правильно был принят экзамен. Поэтому решение составить рейтинг – вполне объективная мера, чтобы автошколы начали хорошо обучать, а будущие водители знали правила дорожного движения, не создавали аварийных ситуаций в будущем. Для вологжан рейтинг – отличный помощник.

За и против

На появление рейтинга в самих автошколах отреагировали неоднозначно. Где-то восприняли нововведение в штыки, у других он стал надеждой, что наконец-то ситуация на этом рынке услуг изменится в лучшую сторону: исчезнут очереди на пересдачу, и демпинг коллег будет не таким уничтожающим. Есть те, кто готов оспорить результаты рейтинга.

Автошкола «Авто-Профи» занимает в нем 14-ю строчку. 10 процентов ее выпускников сдают экзамен с первой попытки.

– Несправедливость рейтинга в следующем – мы вывели, например, на экзамен группу 200 человек, – рассказывает сотрудник автошколы «Авто-Профи» Инна Щербакова. – ГИБДД учитывает, сколько учеников сдали с первого раза. А это немного, так как у людей паника. Те, кто хорошо обучен, сдают со второго раза, это еще 30 человек. Остальные сдадут с третьего и четвертого раза, но этот показатель никто не учитывает. Если вести статистику, то необходимо считать, сколько вообще вышло человек на экзамен, и общее количество сдавших. Пока на нашей школе рейтинг отразился лишь в словах. Ученики, видя нашу школу на 14-й строчке рейтинга, начинают задавать вопросы. У нас хорошая техническая и материальная база, новая площадка. Для учеников на площадке установлен домик для ожидания, там можно скрыться от дождя, ветра и снега, с вайфаем, горячим кофе и биотуалетом. По периметру площадки установлены прожектора, можно заниматься до глубокой ночи. Автопарк школы постоянно обновляется. Если Госавтоинспекция продолжит и дальше вести этот рейтинг, то в будущем это может не лучшим образом влиять на автошколу. Чтобы рейтинг был объективным, нужен другой подход к статистике.

Бог троицу любит

Вологжанка Елизавета Смирнова стала счастливым обладателем водительских прав категории «Б» весной этого года, правда, не с первого раза. Обучение девушка проходила в автошколе, находящейся почти в самом конце рейтинга. Елизавете пришлось трижды пересдавать экзамен, чтобы получить заветные корочки. Своей очереди на пересдачу каждый раз ждала по два месяца.

– Когда решила пойти учиться и сдавать на права, выбрала учебное заведение по отзывам в интернете, – вспоминает Елизавета. – В итоге на экзамене мне попадается тот маршрут, по которому мы не ездили в автошколе. У меня сразу паника, и все – экзамен не сдан. Откуда бы мне знать, что нам выдали не весь материал, не показали все развороты. Когда стала выяснять, почему так, в автошколе всю вину свалили на инспекторов ГИБДД, мол, они отклоняются от маршрута и придумывают, как бы завалить нас, учеников из неугодных школ. Далее я узнала про рейтинг, про скандал из-за списка и что моя автошкола в его конце. Чем дальше, тем больше. Весной, пока ждала у ГАИ свою очередь на экзамен, стала невольным свидетелем, как между собой инспекторы делят автошколы, и увидела их отношение к ученикам тех школ, что в конце рейтинга. Для них такие ученики – повод поглумиться и посмеяться. Например, дают упражнения, которые даже опытный водитель не сможет выполнить. Фактически сталкивают лбами людей. Да и автошколам выгодна эта сложившаяся ситуация, чтобы мы не сдавали с первого раза. Каждая пересдача стоит примерно от 1000 рублей и выше. В итоге после таких пересдач и оплаты дополнительных занятий ты отдашь за учебу 35 000 рублей.

– В каждом автомобиле установлена система видеофиксации сдачи экзамена – внутри в салоне и снаружи автомобиля, – комментирует слова вологжанки начальник регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по г. Вологде Иван Лапов. – Кроме того, в целях контроля за экзаменаторами данные видеозаписи в системе просматривают руководители регистрационно-экзаменационного отдела. Они же занимаются распределением учеников автошкол между экзаменаторами, инспекторы только принимают экзамен.

Как в Мавзолей

Из-за огромной очереди и длительных сроков пересдачи экзамена директорам автошкол пришлось коллективно обратиться к руководству ГУВД, чтобы решить сложившуюся проблему.

Автошкола «Главная дорога» расположилась в рейтинге в числе лучших – на втором месте. Почти 43% учеников сдают экзамен с первого раза. По мнению директора авто­школы «Главная дорога» Романа Глебова, очередь на пересдачу возникла не случайно. На экзамен автошколы стали выпускать совершенно неготовых учеников.

– В январе мы инициативной группой автошкол пошли на прием к начальнику ГУВД, – рассказывает Роман Глебов. – Поговорили с ним об очереди, что из-за низких цен на обучение в нашем городе на экзамен стали выходить совершенно неготовые люди. Очередь на пересдачу была порядка 1500-2000 человек, ожидание около двух месяцев. Ученики жаловались. Пользуясь ажиотажем и большим спросом на пересдачу, некоторые школы стали задирать ценники, доходило до 10 000 рублей. Хотя изначально обучение в той школе стоило 16 000 руб­лей. Понятно, что это все было рассчитано, что с первого раза человек не сдаст и придет еще раз на пересдачу, заплатит 10 000 руб­лей. В итоге автошкола выжимала по

60 000-70 000 рублей с человека за обучение. В ГУВД нас услышали и предложили создать рейтинг автошкол. Места для пересдачи распределять на основе этого списка. Чем лучше школа обучает кандидатов, тем больше у нее шансов получить дополнительные свободные места для сдачи экзамена.

Цена - качество

Большинство директоров авто­школ сходятся во мнении, что проблема с очередями появилась еще несколько лет назад. Началось все с того, что на рынок зашли новые автошколы и, чтобы привлечь учеников, стали снижать цену на обу­чение.

– Эта проблема началась в 2015 году, – считает директор «Главной дороги» Роман Глебов. – Демпинг устроили новые автошколы. Они сбили ценник на обучение с 30 000 рублей до 20 000, а сейчас это 16 000 – 17 000 рублей. Тогда как стоимость качественной подготовки не может быть ниже 30 000 руб­лей. В итоге автошколы везде размещают рекламу о скидках и низкой цене обучения, а сами фактически не доучивают людей. Но им это тоже невыгодно, и, чтобы компенсировать затраты, они начинают завышать цены на пересдачу, предлагают дополнительные занятия. Так добирают необходимую сумму.

Мария Шульгина (имя и фамилия и изменены. – Прим. ред.) закончила обучение в автошколе «Светофор» осенью 2018 года. А экзамен смогла сдать только в следующем году с четвертого раза.

– Мне выдали все количество часов теории и практики, – рассказывает Мария. – Инструктор у меня был хороший, по его делам мы не ездили. Каждая пересдача стоила 5000 руб­лей. В эту сумму входит предоставление автомобиля на экзамен и три дополнительных занятия. За само обучение я отдала 17 500 рублей. Неприятным стал для меня слишком большой промежуток между пересдачами. Время идет, ты не ездишь, забываешь все, теряешь навык. Пара дополнительных занятий в этот промежуток – это мало.

Учтут ли все эти замечания в автошколах? Будут вынуждены. Особенно, когда их потенциальные ученики после знакомства с рейтингом станут голосовать рублем.

Автошкола Процент сдачи экзаменов с 1-й попытки

ООО «Чистый город» АШ «Стандарт» 46,3%

ЧУ ПО «Автошкола «Главная дорога» 42,9%

ООО «Автошкола «Основа» 28,6%

ООО «Пятое колесо» 22,2%

ООО «СервисЦентр АвтоУмелец» 20,5%

ООО «Феликс» 20%

ООО «Старт» 14,7%

ООО «Лидер» 14,3%

ООО «Феликс плюс» 13%

ООО «За рулем» 11,6%

ЧПОУ «Пионер» 11,4%

ООО «Автошкола Светофор» 11,3%

ООО «Ягуар35» 10,7%

ООО «Авто-Профи» 10,1%

ООО «Чемпион» 8,1%

ООО «АВТО – ПРЕСТИЖ» 7,1%

ОУ ДПО Вологодская ОТШ ДОСААФ России 6,3%

Автошкола «Олимп» 5,4%

ООО «Орлан» 5,1%

ООО «Пилот» 4,7%

Юношеская автошкола «АверС» 4,4%

БПОУ ВО «Вологодский политехнический техникум» 0%

ООО «Адамант» 0%

ООО «СЮА Вираж плюс» 0%

ЧНОУ ДО СЮАШ Учебный центр «Академия безопасного вождения» 0%

Марина Пантина

Фото yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть