Над пропастью во лжи

Дистанционные мошенничества – бич современного общества. Каждый день, по статистике УМВД Вологодской области, от виртуальных воров страдает до десятка наших земляков, а суммы хищений достигают 700 тысяч рублей.

Пожалуйста, потише…

Способы отъема денег у населения мошенники постоянно меняют: как только один перестает приносить результат, ему на смену приходят другие. Если несколько лет назад самым популярным был звонок со словами «мама, я попал в беду», то теперь злоумышленники представляются сотрудниками банка, чаще всего – службой безопасности. Повод для звонка – «с вашей карты происходит несанкционированный перевод». Расчет прост: владелец счета испугается и моментально согласится выполнить все условия, чтобы не потерять деньги. В результате – финансы действительно пропадают: их похищают те, кто по телефону обещал предотвратить кражу.

Как правило, уже поняв, что их обокрали, потерпевшие недоумевают: «Откуда он (звонивший) знал мой телефон, мое имя и в каком банке у меня счет?» На самом деле, виртуальные грабители чаще всего ничего не знают о своем незадачливом «клиенте». Номера телефонов для звонка определяются методом случайного набора. А далее жертва жуликов, сама того не замечая, выкладывает незнакомцу все нужные ему сведения.

В распоряжении редакции «Наша Вологда» есть запись подобного телефонного разговора. Преступник уверенным голосом представляется сотрудником службы безопасности Сбербанка России и спрашивает: «Где ваша карта, не утеряна?»

При этом он не представляется сам и не называет собеседника по имени, но официальный статус и уверенный голос делают свое дело: клиент отвечает, что карта на месте. Следовательно, карточный счет в этом банке он имеет.

Мошенник немедленно усиливает атаку: «К вашему мобильному банку 15 минут назад совершено подключение в Омской области. Данный абонент пытается перевести денежные средства в размере 5 тысяч руб­лей. Вы подтверждаете подключение абонента? Это вы пытаетесь перевести денежные средства?»

Владелец карточки проявляет естественное волнение: «Нет! Это не я!»

И тут же уточняет: «А к какой именно карте подключаются? У меня их две: «мир» и «маэстро».

Таким образом мошенник узнает, что у жертвы есть несколько карт. Продолжение следует:

«– У вас при работе с банковскими картами сбоев не происходило?

– А с какими именно? Со сбербанковскими? У меня есть карты других банков тоже (еще одна порция информации).

– А остальные карты где находятся у вас?

– Дома.

– Необходимо доехать до дома, возьмете все карты, а затем направляйтесь к банкомату. Необходимо будет распечатать чек об остатке на счете и отклонить действие незаконного абонента. Мы вам скажем, что надо сделать…»

Мужчина послушно, как телец на заклании, собрался выполнить все указания неизвестного, но на его счастье рядом оказалась жена. Поняв, о чем разговор, женщина задала резонный вопрос: а зачем службе безопасности одного банка знать, где находятся карты других финансовых организаций?

После этого мужчина начал сомневаться в собеседнике и положил трубку.

Игра на доверии

Далеко не все случаи заканчиваются так благополучно. По данным УМВД по Вологодской области, с начала 2019 года в регионе зарегистрировано более тысячи «дистанционных» преступлений. С банковских счетов вологжан различными способами похищено около 9 миллионов рублей…

В Череповце 64-летней женщине позвонили неизвестные и представились работниками банка. Они сообщили, что со счета череповчанки происходят несанкционированные списания денег и нужно срочно перевести все средства на резервный. Женщина сняла около 15 тысяч рублей и перевела их на счет, который ей продиктовали в трубке абсолютно незнакомые люди. Далее злоумышленники уверили женщину, что ей одобрен кредит в трех банках. И лучше всего эти деньги получить, обналичить и средства перевести на этот же «резервный счет». Женщина так и сделала. В итоге на счета мошенников ушло свыше 380 тысяч рублей.

И стар, и млад

Полицейские уверяют: жертвами мошенников становятся не только пожилые люди. Напротив, чаще попадаются на удочку прохвостов граждане в возрасте от 20 до 50 лет, активно работающие с банковскими картами.

Кроме звонков от «сотрудников банка» есть немало других способов потерять деньги в результате «дистанционной» аферы. Один из самых распространенных – продажа несуществующих товаров в интернете. Как правило, у таких предметов низкая цена, а продавец просит предоплату. Полицейские советуют: лучше сразу отказаться от такой сделки, потому что реальный продавец не будет торговать себе в убыток.

Еще один новый вид обмана – компенсация за некачественный товар или услугу. Человеку поступает звонок, и незнакомец сообщает: «Вы недавно покупали у нас товар (проходили лечение/стали потерпевшим и т. п.), и вам положена компенсация».

В подобной ситуации оказался житель Череповца. Незнакомцы поспешили обрадовать мужчину: «Вы купили у нас товар, но он оказался некачественным, вам положена компенсация в 500 тысяч рублей».

Правда, для получения столь внушительной суммы понадобилось сообщить сначала номер счета, куда фирма могла перевести деньги, потом код с обратной стороны карты, потом секретный пароль из СМС, которая пришла на телефон счастливому обладателю компенсации. Итог – с карты «счастливчика» пропало 700 тысяч. А ведь в СМС с кодом так и написано: НЕ СООБЩАЙТЕ ДАННЫЙ КОД ДАЖЕ СОТРУДНИКУ БАНКА!

Спрашивайте!

Меняются не только варианты обмана – меняются и сами злоумышленники. Если раньше на телефоны гражданам звонили одиночки, то теперь специалисты уверены: дистанционным мошенничеством занимаются профессионально подготовленные команды.

– Задача таких мошенников – ввести «жертву» в подчиненное состояние. Неподготовленному человеку этого не сделать. Должен быть уверенный голос, быстрый темп речи, обладание экономической терминологией, – говорит врач-психиатр Юрий Афанасьев.

Неслучайно в «ловушку» подчас попадают неглупые люди, которые много раз слышали о таких преступлениях, знают, как надо действовать, но к реальной психологической атаке оказываются не готовы.

Специалисты советуют: если вам звонят на телефон с просьбой сообщить какие-то данные, задавайте как можно больше вопросов: это собьет с темпа вашего собеседника, а вы сами получите время подумать над ситуацией и вый­ти из эмоционального подчинения.

Привет, друг!

Этот совет подействует и в другом случае: когда на телефон звонит человек и называет себя давним знакомым. Как правило, незнакомец не произносит ни одного имени, но сразу начинает давить на эмоции: «Привет, дружище! Это я! Узнал? Мы с тобой вместе служили (работали, учились, росли).

Мошенник не дает одуматься собеседнику и ждет, когда тот сам назовет имя: «Лешка/Вася/Серега, ты?»

Получив ответ, мошенник подсыпает эмоционального перца: «Я так рад тебя слышать, еду в твои края, скоро буду в гостях. Жди!»

Через некоторое время «друг» снова звонит и сообщает о неприятности, чаще всего это – ДТП, и просит денег, они требуются, чтобы избежать еще более крупного штрафа или лишения водительских прав. Так или иначе, жалостливые вологжане не раз сбрасывали кровно заработанное на счета проходимцев.

– Позже сами пострадавшие говорили, что и родственников таких или знакомых, чей голос они узнали, нет вовсе, но все равно попадали на удочку и переводили деньги. Но теперь этот вид мошенничества пошел на спад: нашими сотрудниками были задержаны фигуранты в Волгограде, которые долгое время терроризировали звонками именно вологжан, – комментирует замначальника УМВД России по Вологодской области Владимир Веселов.

Расследование дистанционных преступлений чаще всего приводит оперативников в другие регионы. Мошенники надеются, что расстояние поможет «замести следы». Но в арсенале полицейских есть свои наработки, которые позволяют вычислить киберворишек. Кроме того, стоит запомнить простые правила и советы, которые уберегут вас от возможных денежных потерь.

ВНИМАНИЕ!
Сотрудники банка никогда не звонят владельцу счета, чтобы сообщить о переводе или снятии денег. Если у службы безопасности что-то вызывает сомнение, она блокирует карту по умолчанию. Если поступил подобный звонок, лучше положить трубку и перезвонить на номер, указанный на пластиковой карте.
Сотрудники банка никогда не запрашивают персональные данные вашей карты. Тем более НИКОМУ не сообщайте секретный пароль из СМС, которая приходит к вам на телефон.
На любой звонок с неизвестного номера задавайте как можно больше уточняющих вопросов, которые чаще всего заставляют жулика нервничать и прекращать разговор

.Татьяна Рыжкова

Фото yandex.ru

Поделиться
Отправить
Класснуть

Другие новости

Общество
​Вологодская область может занять второе место в конкурсе National Geographic
Культура
​Череповецкий режиссер приглашает на «Последний рывок»
Отдохни
​Мексиканский соус Гуакамоле
Спорт
​Кубки вологодского веломарафона уехали в Иваново и Санкт-Петербург
Общество
​Отопительный сезон начнется завтра в Вологде
Культура
​Минкультуры советует школьникам слушать «Нирвану» и смотреть «9 роту»
Отдохни
Праздник дня 16 сентября
Общество
​На Вологодчине выбрали лучшие подворья
Общество
​Вологодский городской отдел СК РФ ждет граждан на личный прием
Спорт
​600 вологжан приняли участие в Первенстве Вологды по спортивному ориентированию
Блогосфера
Олег Кувшинников: "Решение властей Чехии о переносе памятника маршала Конева - циничное"
Общество
​Вологодскому продавцу грозит штраф за продажу пиратских дисков Трофима