​Запрет на «маечки» приведет к серьезному росту цен на продукты

Эксперты предупреждают о росте цен на некоторые основные продукты питания, а также масштабное увеличение объема пищевых и бумажных отходов в случае запрета на мягкую пластиковую упаковку.

Рост цен на молочные продукты, мясо и рыбу, бакалею и хлебобулочные изделия почти на 10% - такие последствия ждут российскую экономику после введения запрета на полимерную упаковку, предупреждают в своем исследовании ученые Высшей школы государственного администрирования МГУ им. М. В. Ломоносова. Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», поддерживают применение экономических стимулов для снижения спроса на неперерабатываемую упаковку, а не моментальный запрет на нее.

Реализация этого сценария пусть и сократит объем отходов полимерной упаковки к 2024 году, но приведет к серьезному увеличению отходов бумаги (на 1,15 млн тонн на следующий год после введения запрета).

По оценкам участников рынка, годовой оборот пластиковых пакетов составляет около 167 тыс. тонн, около 83 млрд штук, говорится в исследовании. «Таким образом, количество бумажных пакетов, которое необходимо дополнительно вывести на рынок,— около 28 млрд штук в год (если треть заменять бумажными аналогами)».

Доля пищевых отходов в составе ТКО сейчас достигает 28% (от 17 млн до 19 млн тонн в год). В случае введения полного запрета пластиковой упаковки, отмечают в ВШГА, эта доля может значительно увеличиться. Дело в том, что мягкая полимерная упаковка значительно увеличивает срок хранения продуктов (в 1,5–10 раз). Например, срок годности винограда таким образом продлевается с 7 до 70 дней, хлебобулочных изделий — с 2 до 7 дней, мяса — с 4 до 30 дней, бананов — с 5 до 36 дней и т.д. Речь идет о продуктах более чем на 1,6 трлн руб., по подсчетам экспертов, этот объем до истечения срока годности мог бы прокормить 30 млн человек.

Одновременно исследователи прогнозируют рост цен на основные продукты питания (молочные продукты, мясо и рыбу, сухофрукты, бакалею и хлебобулочные изделия) на 9,5%.

В докладе поясняется, что доля гибкой полимерной упаковки в весе упакованной продукции составляет 0,5–3%. Для картонной упаковки этот показатель может составлять 3–15%, а для стеклянной тары — до 40–50%.

Внушительную борьбу с пластиком в стране в настоящее время ведут экологи. «Гринпис России» призывает ритейлеров перестать раздавать пакеты бесплатно или отказаться от одноразового пластика вовсе. Аналогичное требование поддерживают в президентском Совете по правам человека. В Минприроды, Минпромторге и Роспотребнадзоре поддерживают идею поэтапного сокращения и вывода из оборота отдельных видов одноразовых и трудноперерабатываемых товаров, тары и упаковки.

Поделиться
Отправить
Класснуть