Единый заказ: в Минстрое намерены создать госзаказчика для всех бюджетных строек

В 2021 году в России должна появиться новая госкомпания, которая будет отвечать за выбор подрядчиков на всех стройках за федеральные деньги. Интересно, что единый заказчик, призванный бороться с коррупцией, сам станет фактически «непотопляемым» - его нельзя будет даже обанкротить.

Как пишет РБК, идея подобной организации витает в воздухе не первый день. Так, в 2018 году об этом заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко: по ее словам, все «строительные» полномочия следовало передать в особую службу при Минстрое РФ, поскольку другие министерства (науки, культуры, спорта) «не умеют строить», из-за чего «срываются сроки, происходит удорожание, воровство и так далее».

Поясним на примере: раньше Минспорта отвечало за постройку, допустим, стадионов, Минкультуры - за реставрацию исторических объектов, Минздрав - за строительство больниц. При каждом ведомстве существовала подконтрольная организация, которая являлась заказчиком строительства и «осваивала» бюджетные деньги. Уже с октября все эти учреждения будут подчиняться Министерству строительства. Осталось сделать последний шаг: юридически объединить их в одну госкомпанию.

Это нововведение закреплено в проекте закона «О повышении эффективности использования капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета». Публичное обсуждение законопроекта закончится до 8 октября, а сам единый заказчик, по планам Минстроя, появится не позже 1 января следующего года.

Госзаказчик станет особой формой некоммерческой организации, созданной государством - как, например, «Фонд защиты прав дольщиков». В наблюдательный совет - главный орган управления компании - должны войти вице-премьер правительства РФ и глава Минстроя. Самое любопытное, что единого заказчика нельзя будет признать банкротом в обычном порядке: для любой его реорганизации и, тем более, ликвидации, понадобится отдельный федеральный закон. В число полномочий компании, кроме подбора застройщиков, также попадут сделки купли-продажи государственной недвижимости, сдачи ее в аренду и субаренду.

Чиновники рассчитывают, что единый заказчик станет своеобразной панацеей от разбазаривания бюджетных денег. Например, по данным Счетной палаты, за 2019 год в стране были заморожены 4,3 тысячи госстроек, и не факт, что они когда-нибудь возобновятся. Государство вложило в эти недострои в общей сложности 260 млрд. рублей - к слову, «начальный капитал» единого заказчика должен составить 300 млрд. рублей, но не на один, а на три ближайших года.

Также сферу строительства в последнее время сотрясали коррупционные скандалы, самые громкие из них - в столицах: «дело реставраторов» по Новодевичьему монастырю в Москве и дело о реставрации петербургского Эрмитажа.

С другой стороны, эксперты отмечают риски «бюрократизации» и прямо говорят, что с централизацией закупок вырастет «процент отката» - такое мнение, к примеру, высказал директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. Другие специалисты в области строительства отметили, что главная проблема заключается не в самих заказчиках, а в применении законов: несмотря на рамки, установленные законодательством, на конкурс может прийти застройщик, предлагающий явно сниженную цену за объект, что и ведет к замораживанию и затягиванию строек. Если единый госзаказчик продолжит работать по этим же нормам, от его создания ничего глобально не изменится.

Поделиться
Отправить
Класснуть