Эксперты рассказали о главных правилах онлайн - безопасности

Аналитики Тинькофф выявили самые распространенные в интернете сценарии хищений средств у клиентов российских банков: через поиск в интернете в 2020 году мошенники стали находить жертв в 2,6 раза чаще, чем в 2019 году, а через социальные сети - в 3 раза чаще. При этом в 2020 году на фоне пандемии вырос спрос на онлайн-шопинг, в связи с чем почти в 3 раза выросла доля случаев мошенничества по сценарию покупки или продажи товаров в интернете по сравнению с 2019 годом.
В 2020 году 60% успешных мошеннических атак происходило по сценарию покупки или продажи товаров как на сайтах реальных маркетплейсов, так и на сайтах-подделках, тогда как в 2019 году доля составляла менее 25%. Доля случаев, когда мошенник выступал псевдопродавцом, составила 36% от всего количества атак (самый популярный сценарий мошенничества в интернете в 2020 году), доля случаев с ложным покупателем – 11%, примерно 13% от всего количества фрода составляют случаи, когда люди через поиск или рекламные сообщения попадали на фальшивые сайты магазинов.
Одним из самых популярных видов онлайн-мошенничества стал фишинг — создание копий известных ресурсов и платежных форм. В 2020 году в «Лаборатории Касперского» обнаружили более 7400 ресурсов, которые мимикрировали под самые популярные сервисы объявлений. Мошенники распространяют среди интернет-пользователей ссылки, адреса которых на первый взгляд трудно отличить от названий реальных интернет-ресурсов. В некоторых даже название платформы указано правильно, но к нему добавлено слово, которого в оригинале не должно быть, например, avito.payments.ru вместо avito.ru.
- Чаще всего мошенники присылают ссылку на поддельную форму оплаты товара или якобы доверенной курьерской службы, где нужно ввести данные карты. Чтобы обезопасить наших пользователей, в мессенджере Авито мы заблокировали отправку ссылок на внешние ресурсы, более того, аккаунты, с которых распространяют такие ссылки, попадают в бан. Также мы призываем пользователей обсуждать условия сделки, не уходя с платформы - так служба безопасности сможет прийти на помощь, — отмечает Кирилл Лавров, старший специалист департамента безопасности Авито.
Всего за 2020 год «Лаборатория Касперского» заблокировала больше 80 млн попыток перехода пользователей на различные фишинговые ресурсы, причем, около трети из них касались так называемых скам-ресурсов.
- Скам — это мошеннические рассылки и объявления, в которых пользователю предлагают пройти опрос или принять участие в акции за щедрое денежное вознаграждение. Чтобы его получить, вас просят оплатить комиссию, обычно небольшую — порядка 300 руб. Но никаких выплат потом не перечисляют, а комиссия достается злоумышленникам. Если для перевода комиссии вы вводите данные карты, то рискуете еще и передать их мошенникам, - комментирует эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского» Дмитрий Галлов.
Разные схемы обмана «обходятся» жертвам в разные суммы. По данным Тинькофф, на сайтах объявлений покупателей мошенники обманывают на большую сумму, чем продавцов. Средняя сумма, которую в 2020 году терял покупатель, поверив лже-продавцу, составляла 10 тысяч рублей, в то время как продавцы, попавшись мошеннику-покупателю, теряли в среднем 6 тысяч руб. На фальшивых сайтах магазинов, которые мошенники подделывают для того, чтобы получать данные карт, клиенты российских банков теряли в среднем 5 тысяч рублей.
Лучшим оружием в борьбе с мошенниками по-прежнему остается внимательность самих пользователей, и платформы стремятся обучить россиян безопасному поведению в сети. Так, с весны Авито увеличил число оповещений и памяток о безопасном шопинге в сети, а Тинькофф банк запустил мультсериал «Мошенники в огороде», где есть даже отдельная серия, посвященная онлайн-шопингу. «Лаборатория Касперского» регулярно делится важными новостями о кибербезопасности на сайте своего блога, а также разрабатывает специализированные решения для повышения цифровой грамотности сотрудников. С возросшей популярностью интернет - торговли не только крупные торговые платформы стали уделять особое внимание безопасности онлайн - шопинга, но и сами потребители стали более внимательными.

Поделиться
Отправить
Класснуть