Глеб Тюрин "Клуб развитие территорий"

Японский опыт возрождения деревень может быть полезен для России

Основной принцип ревитализации глубинки - "Одна деревня - один продукт".

Концентрация усилий на одном продукте с высокой добавленной стоимостью приносит ощутимый экономический и социальный эффект. Но стоит помнить, что возрождение региона обеспечивают только объединенные усилия властей, туристических компаний и бизнеса.

- Вымиравшая в середине 1990-х годов деревня Умадзи сделала ставку на местный цитрус. Жители не только смогли возродить ее и повысить собственный доход, но и постепенно пристрастили внутренний японский рынок к соусам на основе сока юдзу. Ежегодный доход деревни сейчас составляет 3 миллиарда йен (около 28 миллионов долларов). Из сока юдзу и мёда производят премиальный напиток "Умадзи мура Гоккун", выручка от его реализации составляет 500 миллионов йен в год. С 2001 года деревня стала производить экологически чистые юдзу в соответствии со стандартами органического сельского хозяйства, - рассказала пример правильного бизнеса директор Японо-российского форума по креативной экономике Юлия Стоногина.

Среди способов оживления сельского хозяйства - продажа сезонных продуктов, произведенных в этой местности, кулинарные курсы с интересными способами употребления в пищу местных продуктов. Это привлекает туристов.

Поддерживает бизнес и государство, создавая национальные программы. Начинателей консультируют по вопросам расширения рынков сбыта, выхода на международные рынки, обновления продуктовой линейки. За государственный счет оплачиваются расходы на рекламу и участие в зарубежных выставках.

Юлия Стоногина считает, что отдельные регионы России уже изучают японский опыт. В частности, Ульяновская область, Якутия, Владивосток. Но была бы не лишней и национальная концепция развития креативных индустрий. В 2019 и 2020 годах дважды проводился Японо-российский форум по креативной экономике, его соорганизаторами последовательно выступали Минпромторг России и Минэкономразвития России. При этом министр экономического развития выразил надежду, что креативная экономика может стать отдельным треком российско-японского сотрудничества.

Поделиться
Отправить
Класснуть