Насколько упадут доходы бюджета Вологодской области в результате пандемии

Два ожидаемо важных вопроса, на которые пытается дать ответ отечественная экономическая наука в связи с пандемией COVID-19, можно сформулировать следующим образом: как вызванные пандемией социально-экономические процессы отразились на экономиках субъектов РФ в 2020 году? Какими будут тренды развития региональных экономик в 2020-2021 годах?

Эксперты предлагают три сценария развития событий того, как изменятся темпы роста консолидированных бюджетов регионов в процентах к 2019 году. Вологодская область попала в список регионов с наиболее существенным падением доходов консолидированных бюджетов.

«При развитии событий по аналогии с кризисом 2008-2009 годов более 10% будет падение доходов консолидированных бюджетов в 11 регионах: Белгородской, Липецкой, Тульской, Вологодской, Тюменской и Кемеровской областях; Ненецком автономном округе, Республике Татарстан, Удмуртской республике, Пермском крае, Ямало-ненецком автономном округе», - говорится в отчете экспертов.

В 62 субъектах – самом массовом списке падение доходов прогнозируют от 5 до 10% или вообще ниже 5% .

Для 12 субъектов РФ вероятен рост доходов – главным образом за счет уже поступивших в I квартале 2020 г. трансфертов из федерального бюджета, а также незначительной доли налоговых доходов. Это республики Мордовия, Тыва, Алтай, Калмыкия, Дагестан, Крым, Северная Осетия, Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Чеченская республики. Исключение составляет Сахалинская область, где в I квартале 2020 года поступления налога на прибыль на 70% превысили прошлогодние показатели.

Второй вариант - более глубокое падение производства существенно меняет картину для ряда регионов. Падение доходов в этом случае будет более значительным – для 4 субъектов РФ оно может составить более 20%. Это Республика Татарстан, Кемеровская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

Здесь также выделяется группа регионов, у которых падение производства в ключевых отраслях не вызывает выраженного снижения доходов бюджета. В них основной объем налоговых поступлений формируется в государственном секторе (НДФЛ в сфере образования, здравоохранения, государственного управления). Финансирование этих видов деятельности не ниже прошлогодних значений обеспечивает относительную стабильность существенной части налоговых доходов, а федеральные трансферты – обеспечивают рост доходов.

В случае реализации умеренно пессимистичного третьего варианта формирования доходов и поддержания расходов бюджета во II-IV кварталах на уровне прошлогодних значений только 4 субъекта РФ будут иметь положительное бюджетное сальдо. Это республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика и Сахалинская область.

Наиболее серьезные проблемы с исполнением бюджетов в этом случае будут испытывать 13 регионов: республики Татарстан и Башкортостан; Иркутская, Кемеровская, Липецкая, Московская, Свердловская, Белгородская, Ленинградская и Томская области; Ханты-Мансийский автономный округ; Удмуртская Республика и Ненецкий автономный округ, где дефицит может превысить 20% расходов.

Поделиться
Отправить
Класснуть