Выгодно ли сейчас заниматься масочным бизнесом?

Эпидемия коронавируса заставила по-новому взглянуть на использование средств персональной защиты, такие как медицинские маски, одноразовые перчатки, а также антисептики. Только с февраля по март продажи этих видов продукции по сравнению с прошлым годом выросли на 400%.

При этом фактически повсеместно ощущался дефицит медицинских масок и антисептиков Если раньше стоимость медицинских масок в стране варьировалась от 2 до 25 руб. за штуку (в зависимости от объема упаковки и производителя), то с наступлением пандемии ценовой коридор расширился до 75 руб. за штуку. По приблизительным оценкам, в пиковые недели пандемии ежедневный спрос на медицинские маски мог составлять порядка 30 млн единиц. При этом до эпидемии коронавируса общий объем рынка медицинских масок составлял примерно 300 млн в год, из которых 45% составлял преимущественно китайский импорт.

Столкнувшись с нехваткой продукции, уже в апреле Россия нарастила объёмы отечественного производства медицинских масок до 8,5 млн штук сутки.

Такие изменения конъюнктуры рынка не могли не повлиять на состав участников. Если до пандемии производство бытовых непрофессиональных средств индивидуальной защиты было не самым привлекательным бизнесом, то после введения первых серьезных ограничительных мер в Китае, ситуация в корне изменилась.

Рынок медицинских масок за несколько месяцев пандемии вырос более чем в 5 раз. Если раньше отечественные компании могли продавать менее миллиона масок в сутки, то сейчас счет идет на миллионы. При этом цифры не учитывают продажи немедицинских масок, завозимых из Китая и производимых небольшими организациями.

Необходимо отметить, что себестоимость медицинской маски до пандемии была около 1 руб., а сейчас почти 7 руб. Увеличение себестоимости произошло из-за сырья, цены на которое взлетели в 5-6 раз. В медицинских масках между двумя слоями спанбонда обычно находится фильтрующий слой мельтблауна. Если раньше сырье для масок стоило около 170 руб. за кг, то сейчас цена может доходить до 700-900 руб.

Это и определяет во многом конечную стоимость продукции, которая вряд ли будет снижаться даже при падении спроса – сомнительно, что поставщики начнут предлагать товар себе в убыток.

Пока дальнейшие перспективы рынка масок оценить достаточно сложно. С одной стороны, уже сейчас продажи средств защиты органов дыхания по сравнению с апрелем упали более чем в два раза. Спрос впервые с мая опустился ниже 4 млн шт. в сутки, однако более чем в 10 раз превышает продажи 2019 года. Ослабление «масочного режима» и других антикоронавирусных мер заставили людей если не полностью отказаться от средств защиты, то, по крайней мере, перейти на использование многоразовых аналогов.

Однако производителям масок вряд ли придется сворачивать бизнес. Около половины россиян уверены во второй волне коронавируса. И смирились с тем, что медицинская маска надолго вошла в список обязательных предметов любой домашней аптечки.

Если говорить о немедицинских масках, то этот рынок в мире ждут миллиардные обороты. Если в период пика заболеваемости многие модные бренды Европы и США выпускали защитные маски миллионными тиражами и бесплатно отправляли в больницы, то теперь пришло время вполне рыночных предложений для заинтересованных покупателей. Доказательством этому служит тот факт, что многие модные бренды (GAP, Banana Republic, Old Navy, Dsquared2 и др.), отнеслись к данному аксессуару не как к мимолетной моде, а как к тренду, который с нами надолго.

Несколько по-другому выглядит рынок антисептиков. К началу пандемии около 10 российских предприятий производили примерно 17 млн литров антисептической продукции в год (или примерно 45 тыс. литров в день). Начиная с марта производители показали чудеса повышения эффективности и нарастили производство в 6 раз, достигнув суточного объема более чем в 300 тыс. литров. При этом число компаний на рынке также выросло в 6-7 раз.

На взрывной рост продаж отреагировали различные поставщики парфюмерии, косметики и медицинских препаратов. Даже Faberlic перепрофилировал производство на

выпуск санитайзеров.

В целом, как считает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова Дмитрий Завьялов, сейчас рынок масок и дезинфицирующих средств остывает после весеннего перегрева. Спрос и цены несколько снизились, однако вряд ли мы сможем вернуться к докоронавирусным объемам.

Во-первых, во многих регионах действуют разного рода ограничения по использованию защитных средств. Во-вторых, существуют рекомендации и требования Роспотребнадзора относительно использования индивидуальных средств защиты и санитарной обработки помещений.

Вероятно, многие участники нового рынка останутся на нем. Компании, которые сумели воспользоваться ситуаций и нарастить объемы производства, сейчас находятся в наиболее выгодном положении – они готовы к росту спроса и при этом смогут контролировать себестоимость за счет повышения эффективности. Но входной билет на рынок для новичков значительно подорожал, особенно с учетом того, что новый виток такого сильного ажиотажного спроса, как считают эксперты, нам вряд ли грозит, даже в случае «второй волны» коронавируса.

Поделиться
Отправить
Класснуть