​Студентов - в педагоги: будет ли эффект от поправки череповчанки Виктории Смирновой?

Госдума РФ в ускоренном режиме, уже 20 февраля, планирует рассмотреть поправки в закон, которые допустят студентов старших курсов педвузов к постоянному преподаванию в школах. Идею выказала на встрече с президентом Владимиром Путиным 4 февраля череповецкая учительница Виктория Смирнова. Но возникает вопрос: к чему приведет такая спешка в принятии важного решения?

Как заявила депутат ГД Алена Аршинова, цель законопроекта — возможность для студентов «наметить для себя будущее место трудоустройства, где их уже будут знать и готовы принять на работу», а также «положительный эффект для решения проблемы дефицита педагогических кадров». Последнее живо напоминает ситуацию, когда в начале Великой Отечественной войны на фронт бросали курсантов военных училищ, еще не закончивших подготовку (прежде чем возмущаться такому сравнению, спросите у молодых учителей, какие «боевые действия» им приходилось переживать с первым приходом в школу). Наверное, в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации такое затыкание кадровых дыр допустимо, но зачем такая спешка сегодня?

Возможно, для начала стоило бы задать вопрос, что мешает людям с педагогическими способностями и профильным образованием искать применение своим талантам именно в этой сфере. Отметим и то, что мысль, высказанная педагогом 41-й школы Череповца, не нова. Более того, не совсем непонятно, зачем понадобилось «изобретать велосипед»: практика в школах для старшекурсников педагогических вузов существует давно и успешно, она под присмотром опытных преподавателей позволяет человеку понять собственные способности и возможности, «наметить будущее место для трудоустройства». Ведь само по себе педагогическое образование - далеко не всегда предпосылка к тому, чтобы идти работать педагогом. Автор этих строк лично помнит случай, когда одному из студентов, пришедших в школу на практику, учителя после нескольких уроков сказали буквально следующее: «Молодой человек, извините, но вам куда угодно, только не сюда!» Самое интересное, что совет оказался крайне полезным: сейчас этот бывший студент работает в одной из областных бюджетных структур, быстро продвигаясь по службе. Сложно представить, что случилось бы, если парня сразу бросили бы на «амбразуру» преподавания: некачественное образование для школьников и, возможно, сломанная карьера для него самого!
Наконец, удивительно, с какой скоростью ретивые исполнители бросились претворять в жизнь идею, приглянувшуюся президенту - особенно на фоне других проблем в стране (в том числе и в школах!), решение которых растягивается на долгие годы. Образование, как и медицина - сфера тонкая, любые нововведения здесь должны тщательно изучаться и апробироваться, чтобы не навредить в первую очередь ученикам. Сейчас же речь идет о том, чтобы разрешить студентам вести уроки на постоянной основе с нынешней осени — даже без пилотного проекта на несколько школ или в одном-двух регионах! Ведь если изначально спорная идея с треском провалится от поспешности и угодливости чиновников, вряд ли сам президент будет от этого в восторге.

Олег Родионов

Поделиться
Отправить
Класснуть