Будущее IT-детства

Современный детский технопарк «Кванториум» открылся в Вологде.

Новый центр дополнительного образования разместился в недавно построенном здании на проспекте Победы, 72. Современные мощные компьютеры, дроны и квадрокоптеры, очки и шлемы виртуальной реальности – технопарк и его оснащение отвечает всем новым веяниям нашего времени. Для детей такие гаджеты – предел мечтаний.

В «Кванториуме» дети будут изучать робототехнику, промышленный дизайн, энергетику, познакомятся с виртуальной реальностью и научатся ее создавать, а также исследуют проблемы в сфере экологии и т. д.

Технопарк торжественно открыли Губернатор Вологодской области, Мэр города Вологды Сергей Воропанов, а также замминистра просвещения РФ.

– Успешность и результативность детского технопарка «Кванториум» – это, безусловно, командная работа, – подчеркнула заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова. – Это синергия усилий педагогов, которые готовы разделить философию проекта и настроить воспитанников на создание чего-то нового, и усилий представителей промышленных предприятий, которые становятся практическими наставниками «кванторианцев». Выпускники наших «Кванториумов» – это настоящие строители будущего.

Создание «Кванториумов» в регионах – поручение Президента России Владимира Путина, нацеленное на развитие цифровой экономики и повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей страны. Реализация проекта в Вологде стала приоритетной для областных и городских властей. По словам Губернатора области, задача «Кванториума» – создание среды для ускоренного развития детей в научно-технической сфере и формирование у подрастающего поколения изобретательского мышления.

На открытие нового образовательного учреждения в Вологде было направлено 110 млн рублей. 65 % от этой суммы выделил федеральный бюджет в рамках проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Работа шла при активной поддержке Губернатора Вологодской области.

Предложение рождает спрос

На Вологодчине первый детский технопарк открылся в Череповце два года назад при поддержке ПАО «Северсталь». В этом году там обучается более 1,8 тыс. человек. «Кванториум» в Вологде за первый год работы планирует принять 1,5 тыс. детей.

– Вологодские школьники смогут разрабатывать и реализовывать проекты по энергетике, программированию, моделированию, дизайну, а также проводить различные исследования, – пояснил Мэр Вологды Сергей Воропанов. – Разработки создаются совместно с предприятиями-партнерами и могут быть использованы для развития экономики города и региона. Например, совместно с коллегами из Череповца ребята создали первые прототипы генератора тока из звука.

Роботы, дроны и виртуальная реальность

На базе детского технопарка в Вологде реализуется шесть образовательных направлений. Их можно разделить на блоки, или факультеты, технического, информационно-технологического и естественного цикла.

Технический блок объединяет «Энерджиквантум», «Промробоквантум» и «Аэроквантум». Первый познакомит ребят с основными и альтернативными источниками энергии, структурой энергосистемы Вологодской области. В «Промробоквантуме» ученики изучат механику, электронику, электротехнику, физику, информатику, математическое моделирование. Благодаря «Аэроквантуму» ребята узнают, что такое квадрокоптер, самолет и вертолет. Также научатся печатать на 3D-принтере, разрабатывать математические модели объектов, пилотировать летательные аппараты, программировать автопилот, паять электросхемы.

С IT-технологиями познакомятся ребята в «VR/AR-квантуме» и «Промдизайн­квантуме». Юные вологжане освоят языки программирования C#, JavaScript, C++, научатся создавать анимированные 3D-модели, снимать и монтировать панорамные видео, создавать собственные симуляторы, игры и прило­жения.

– Программа обучения в нашем квантуме поделена на семь этапов, каждый из них по 10 часов, – рассказывает преподаватель квантума Алексей Трошичев (на снимке). – На первых двух этапах дети будут изучать VR-гарнитуру и AR-гарнитуру. На третьем узнают, что такое фото и видео 360 градусов. Следующий этап обучения – изучение 3D-моделирования. Они смогут, например, сделать виртуальное путешествие по человеческому организму с элементами обучения. После окончания курса в нашем квантуме ребенок сможет работать как сам на себя, так и в IT-компании. Например, создавать собственные приложения и зарабатывать на этом деньги.

Среда обитания

В естественный блок входит «Биоквантум», который познакомит детей с растительным и животным миром Вологодской области, с мировыми проблемами экологии, химией и биологией.

– У нас не кружок, – вежливо поправляет преподаватель биоквантума Андрей Попов (на снимке). – Мы будем заниматься научно-исследовательской деятельностью в области экологии, химии, биологии и т. д. Программа в нашем квантуме состоит из трех блоков. Первый включает в себя изучение биохимии клетки. До Нового года ребята будут заниматься изучением белков, жиров и углеводов, но не на школьном уровне, а на предвузовском. Мы не имеем права дублировать школьную программу. В классе 12 посадочных мест, дети будут работать с электронными микроскопами, также у нас есть цифровой микроскоп с функцией записи видео на компьютер. Ребята будут много работать с ноутбуками и в химической лаборатории, ставить эксперименты. После Нового года мы начнем разбирать мировые экологические проблемы, которые актуальны и для Вологодской области. Будем изучать древесину и ее строение, основные отходы и т. д. Исследуем, как и где применяют отходы древесины. Третий блок будет посвящен пластику. Проведем лабораторные работы, чтобы определить вид пластика, будем его поджигать, плавить, сливать. Цель наших занятий – не только изучение новой информации, но и развитие критического мышления ребенка.

У каждого из шести квантумов есть свои партнеры, которые совместно с детьми будут реализовывать конкретные проекты. Впоследствии их можно будет использовать для развития экономики.

Вперед к знаниям

Занятия в технопарке начнутся 9 сентября. Все преподаватели прошли федеральное тестирование, участвовали в образовательных сессиях по направлениям подготовки в Сколково, МФТИ и других крупных научных центрах страны.

– Многие проекты, которые придумали и реализовали в подобных детских парках в России, были монетизированы, – говорит директор МАУ «Центр творчества» Ольга Вертугина. – В «VR/AR-квантуме» дети будут создавать симуляторы виртуальной реальности. Эти проекты помогут городским предприятиям при приеме на работу новых сотрудников. Например, рабочий на заводе перед тем, как идти к сложному станку, сначала попробует поработать на его виртуальной копии в специальных очках.

Марина Пантина

Фото автора

Поделиться
Отправить
Класснуть