«В деревню, к тетке»: эксперты предсказывают бегство из крупных городов

Пандемия коронавируса резко усилила переселение жителей страны из столиц и миллионников в небольшие города и деревни. Специалисты считают, что процесс «дезурбанизации» в России только набирает обороты.

Эксперты ВЦИОМ приводят следующие цифры: только во время «коронакризиса» Москву покинули от 3 до 5 миллионов человек. При этом отнюдь не факт, что все они вернутся: часть, потеряв работу, отправилась в поисках трудоустройства в родные края или в другие регионы. В Центре подчеркивают, что пандемия стала непосредственным толчком (на языке статистики - триггером), запустившим процесс, но запрос на переезд из мегаполисов существовал и ранее.

- Опрос, проводившийся еще до начала пандемии, показал, что 40% людей в возрасте от 25 до 34 лет хотели бы сменить место жительства. Интересно, что женщины меньше мужчин боятся переездов и перемен. Согласно опросу, который проводился в апреле этого года, 42% россиян имеют дачи, у 17% загородное жилье пригодно для круглогодичного проживания, рассказал деловому журналу «Инвест-Форсайт» гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Как считают эксперты, крупные города стремительно теряют статус «центра притяжения»: все больше людей обращают внимание не на преимущества (чаще всего - высокий заработок и социальный статус), а на недостатки жизни в мегаполисе. Это и экология, и высокие цены, и пробки на дорогах, и бешеный график с переизбытком работы и недостатком общения. Граждане задаются вопросом: не лучше ли немного уменьшить свои запросы, но жить в более приятной обстановке?

- Купили дом в центре Устюжны всего за 500 тысяч рублей. Устюжна — небольшой городок в Вологодской области, здесь и лес, и река с песчаным пляжем, и старинные церкви. Все лето жили с детьми и радовались. Но в сентябре вернулись — детям пора в школу, - пишет о своей жизни в глубинке одна из московских семей.

Однако существуют несколько факторов, которые мешают россиянам активнее осваивать села и малые города. В первую очередь это логистика и инфраструктура — слишком долго добираться до места проживания, а качество жизни в нем хромает: не хватает хорошей медицины, торговых сетей, фитнес - центров и прочих радостей, к которым привыкли городские жители. Причем первый, «транспортный» фактор заметен даже на примере самой Москвы.

- Те районы столицы, которые получают метро, скоростную железную дорогу, удобные транспортно-пересадочные узлы, сразу привлекают инвесторов. Если увеличить транспортную доступность малых городов и областных центров, то инвестиции пойдут туда вслед за людьми, прокомментировал сопредседатель московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков.

Тем не менее, Росстат в последние два года уже зафиксировал необычное явление, которого не было много десятилетий — стабилизацию населения сел и деревень. Аналитики Россельхозбанка спрогнозировали, что в России в следующие несколько лет более двух миллионов человек могут перебраться в сельскую местность.

Поделиться
Отправить
Класснуть